Найти тему

Как и когда я стала читателем, или Что читает Ваш ребёнок

До чего чтение меня довело, я уже рассказывала, это здесь. И обещала. что напишу, как я вообще докатилась до того, что литература стала главным мои воспитателем.

Я не виновата.

Честное слово.

Кто угодно, только не я.

И это чистая правда. Ну, судите сами.

Я была ребёнком чахлым-дохлым, в садике надолго не задерживалась. Зато прекрасно проводила время у тех родственников, которые на тот момент могли взять меня к себе ненадолго.

Мне было четыре, когда папа случайно обнаружил, что я умею читать. Дело, с его слов, было так.

Папа мирно почитывал газету на диване, не слишком обращая внимание на примостившуюся рядом меня. И заметил моё присутствие при попытке перевернуть газетную страницу. Присутствие было обозначено фразой:

-Не переворачивай, я ещё не дочитала.

Папа, конечно, решил проверить (и опровергнуть) услышанное. Поэтому дипломатично спросил:

-А о чём ты читаешь? Почитай МНЕ ВСЛУХ.

Попытка разоблачения не удалась. Дочь, то есть я, начала читать. И отнюдь не по слогам.

Факт был обнародован. Родители зазвездились.

Объяснение, на самом деле, было очень простым.

Не было раньше развивашек с пелёнок и детских центров для подготовки к школе. Очень многие дети шли в школу, не умея читать, и так замечательно осваивали этот навык.

Но были и родители (бабушки и дедушки), которые считали нужным научить читать-считать до школы. Чтобы первоклашке было легче.

Последнее - не факт. Дома учили не по методике. Иногда настолько не по методике, что учителя рыдали, переучивая.

Но с нами - обошлось. Мы научились. Мы- это я, брат и сестра.

Брат - племянник отца. Сестра - племянница матери. Вот и получалось, что, оказываясь у родственников, я попадала в атмосферу подготовки к школе. С ними занимались, а меня не прогоняли. А чего прогонять- сидит тихо, никому не мешает, к тому же на глазах, под присмотром, значит...

Думаете, это хорошо?

А вот и нет.

Мама похвасталась в садике. С тех пор у воспитателя появилась привычка усадить меня перед всеми на стульчике и читать вслух. Это я уже сама помню.

Во-первых, я стеснялась.

Во вторых, от долгого чтения вслух быстро пересыхало горло и хотелось пить, но надо было продолжать читать.

В третьих, мне было не интересно. Смысл читать стопитцотый раз "Красную Шапочку", а? Зря мама рассказала.

И в первом классе на уроках чтения... Какой "Букварь", вы о чём?

Повезло с учителем. Татьяна Петровна, хоть и строгая, но опытная. Она ещё в первой четверти разрешала всем, кто умел, брать книжки в классной библиотечке и читать их, в то время как остальных она этому учила.

А вот на уроках письма приходилось пыхтеть вовсю.

Мы ещё чернильными ручками писать учились, представляете?

Нет, не пером. Хотя, если кто-то забывал дома ручку, ему как раз перо выдавалось. Так что я из того поколения, которое помнит, для чего в тетрадке нужна промокашка)))

Но это уже в сторону. Сейчас - про чтение.

Следующий звёздный час у мамы случился в поезде. Тоже - её рассказ.

Как упоминалось, болела я часто. Несколько лет подряд меня возили на Кавказские минеральные воды. Дикарём. При всём моём уважении к СССР, в очереди на путёвку в санаторий я "стояла" тринадцать лет, но так и не срослось.

Фото из семейного альбома. Кавказ. У могилы Лермонтова. То есть это я так считала. Мне в комментариях подсказали, что это место дуэли. Спасибо, Андрей!
Фото из семейного альбома. Кавказ. У могилы Лермонтова. То есть это я так считала. Мне в комментариях подсказали, что это место дуэли. Спасибо, Андрей!

Добирались мы туда всегда на поезде. И в одну из самых первых поездок (мне - 5) мама поняла, как жестоко она ошиблась, прихватив с собой тоненькую книжечку для меня.

Книжечка закончилась, и началось приставание к маме. Которой хотелось мирно подремать.

Но она не растерялась. Она подсунула мне своего Тургенева. Знаю, что это была "Ася", но о чём это было и что из прочитанного поняла - тут я пас))) Но читала.

Вообще, взрослые скоро смекнули, что при помощи книг меня можно "выключать" на длительное время. И активно пользовались.

А теперь представьте, что в 3 классе на уроке чтения учительница (не наша, наверное, уроки замещала) сказала мне:

-Ты почему рассказ не читаешь?

_Я уже прочитала.

-Неправда! Ты не читала! Вы ещё маленькие, чтобы читать глазами, а ты ГУБАМИ НЕ ШЕВЕЛИЛА!

Опс... Я обалдела от такого заявления. Это я не умею читать?

Предложила пересказать. Начала. Заслужила... знаете что? Не, не похвалу. Видимо, педагогу было невозможно признать, что не права ОНА. Заслужила, что меня назвали обманщицей:

-Ты этот рассказ ДОМА прочитала, а в классе бездельничаешь!

Одноклассники слабо вякнули в мою защиту, но притихли, когда на них цыкнули. Абыдно, да?

Понятно, что читать я не перестала. И родители не перестали снабжать меня книгами. Правда, не особо утруждая себя их выбором. В шестом классе мама подсунула мне "Поющих в терновнике" со словами:

-Читай быстро и аккуратно, мне на три дня дали.

За три дня мы обе успели прочесть. Вот только до сих пор сомневаюсь, что это книга для всех возрастов. Особенно учитывая, что я тогда была правильно советской пионеркой)))

Так и живу с тех пор. Единственным, что я в детстве забросила недочитанным, было "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева. Только годам к 20 поняла, что, если книга не нравится, не читать её МОЖНО, это не стыдно. Тоже, наверно, остатки советского воспитания...

Всем - хороших книг))) Какие книги хорошие - решайте сами))) И ещё - я рада, что кто-то читает то, что теперь пишу я (на роль классика не замахиваюсь, если что). А я бываю разная. Иногда - просто злая. Если я злая, то лучшее в это ситуёвине - просто поржать)))