Публикую впервые выдержки из текстовой расшифровки интервью В.К.Иванькова (Японца) американскому телеканалу "Си-Би-Эс", которое по рекомендациям адвокатов Вячеслав Кириллович всё же дал американским журналистам в 1995 году.
Коротко: Японец рассказал об условия содержания в сравнении с советскими казематами, о том, как происходило его задержание в США и почему его так раздражает американская пресса.
***
-ФБР вас обвиняет в вымогательстве, ФБР называет вас "крестным отцом" русской мафии. Почему за вами укрепилась эта репутация?
-Это очень интересный вопрос, - ответил Японец. - Это всё надуманно и, наверное, в какой-то мере является возвратом с Запада в России. Это выражение родилось здесь, а потом вошло в оборот. Я официально заявляю, что не имею к этому никакого отношения, что никогда не был никаким "крестным отцом". Это грязные и фальшивые инсинуации МВД и КГБ.
-ФБР и СМИ также называют вас "вором в законе". Это правда?
-По сфабрикованным ранее преступниками от МВД делам, - разъяснил он, - я находился в заключении. В казематах. И те, кто там не выдерживал, кого могли согнуть, они становились предателями, подлецами, они шли по к р о в и и костям. Они делали свой выбор. Мой же личный путь, вся моя жизнь - это сознательный социальный протест против коммунистического мира. Я никогда никому из людей не делал ничего плохого.
-Вячеслав Кириллович, как вы относитесь к своему аресту агентами ФБР?
-Я твердо убежден, что их просто использовали сотрудники российского МВД, которых сегодняшняя ситуация в России не устраивает, и которые сами в какой-то мере причастны к этому. Сотрудники МВД нашли в моем лице фактически беззащитную мишень и начали эту мишень методично поражать.
Они прислали сюда мои тюремные фотокарточки, и низкосортные газеты принялись их печатать, повторяя одну и ту же фотографию и публикуя такие небылицы, что мне самого себя было трудно узнать. Ни одно более или менее заметное событие в мире, связанное с какими-нибудь преступлениями никак не могло миновать моего имени. Через эти газеты они так фантазировали на эти темы, что меня отправляли в разные страны Европы и Латинскую Америку, хотя я из США ни разу не выезжал.
-В одном из интервью вам приписали слова, будто при аресте агенты ФБР ворвались к вам, вооруженные автоматами, причем не звонили, не стучали, а вышибли дверь квартиры. Так ли это на самом деле?
-8 июня, совершенно неожиданно для меня, когда я лежал в постели, раздался грохот. Выламывали дверь. Я не понял, в чем дело. Ворвались какие-то люди, я не понял, кто это. Мне не предъявили ничего - ни ордена на обыск, ни ордена на арест. Они были в бронежилетах в касках, с автоматами и "шотгамами". Я был арестован, хотя даже не мог представить за что. Позже выяснилось, что они тут разыгрывают пасьянс: русский отдел ФБР работает и, как выяснилось, есть такой мистер Рэй Керр, который специализируется только по русским вопросам. Наверное, ему необходимо более тщательно изучить предмет, которым он занимается.
-Что вы можете сказать об условиях содержания в бруклинской федеральной тюрьме? Можно ли сравнивать их с условиями в бывших советских лагерях?
-Никакого сравнения быть не моет. В бывшем СССР были два типа тюрем: "следственные" в городах, и так называемые "крытки", куда сажали лагерных заключенных, противостоявших произволу. Обычно их осуждали на три года "крытой" тюрьмы. Так вот, я хотел бы коснуться изначально следственных тюрем, которые находятся в городах. Тюрьмы эти как обычно переполнены. Если, допустим, камера на 30 человек, там 80, как минимум. Люди не имеют возможности даже просто отдохнуть, спят по очереди. Кормят там отвратительно.
Я годы не видел ни одного близкого, родного лица. Здесь же, в Америке, в бруклинской тюрьме, я каждую неделю вижу тех, кого здесь возможно: родственников, близких и даже могут приходить друзья.
У меня на Колыме был случай, когда меня вообще чуть не заморозили. В изоляторе температура должна быть плюс 14 градусов. Это и так холодно. А меня посадили в изолятор, где температура 50 градусов. Мороза. Но там вообще невозможно выжить, я не знаю как. 400 граммов хлеба в день, через день какие-то горячие помои. Это значит, истязали, ломали физически, ломали голодом, ломали холодом.
Ну как это можно сравнивать? Небо и земля. Так вот, находясь там молодые люди в 85% и больше больны туберкулезом, у них радикулиты, язвы желудков, геморрои, вообще каких только нет болезней. Это я говорю для контраста с федеральной тюрьмой, где я нахожусь. Тюрьма есть тюрьма, хоть золотая клетка, но в цивилизационном обществе, как я на сегодняшний момент ощущаю, это помещение для содержания. Суд выяснит: виновен или невиновен, это уже прерогатива суда.
-Последнее время в прессе постоянно мелькают разные истории о вашей прошлой жизни. Многие люди представляются вашими знакомыми и даже друзьями, одни из которых считают вас злодеем, а другие - чуть ли не святым. Что вы сами об этом думаете?
-Пройденный мною жизненный путь делает меня в какой-то мере уязвимым. И в какой-то мере беззащитным. Одно время я собирал такие материалы, хотел подать в суд, а мне сказали: ну и что? Еще больше будут писать. Как мне с эти бороться? Для меня-то понятно - все это рождается в недрах МВД, и есть их трехрублевые апологеты, которые у них на службе, которые ищут какие-то выгоды и которые пишут. Пишут постоянно сплошное однообразие.
-В результате того, что американские СМИ упорно считают вас главой русской мафии в США, у присяжных на вашем процессе может создаться заведомо предвзятое отношение к вам. В связи с этим согласитесь ли вы на предложение федерального обвинения решить дело без суда присяжных, т.е. по "договору сторон".
-Нет, я буду настаивать на том, что совершенно невиновен. Пусть решают присяжные.
Статьи по теме
Жена вора "в законе" о своем муже, коптевской ОПГ и тяжелой участи в 90-е
Сколько платил Япончик своим боевым бригадам и причем здесь офицер КГБ
Александр Гусак: "Стрелка" с ореховскими у кинотеатра "Иллюзион" в 90-е