В суфизме психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик — в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознавания — получает от наставника особые задания и упражнения. В то же время наставник проводит и групповые психоэнергетические тренировки.
На начальных этапах психоэнергетической практики наставник предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения «ментальной паузы», проводится и работа с образными представлениями. Затем начинается использование различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, суфийских кружений и т.д.
Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает энергоструктуры организма.
Некоторые из этих упражнений вызывают «тонкую настройку» тела, ума и сознания, приводя практикующих к экстатическому состоянию, называемому суфиями халь. Выделяют различные виды халя. Наиболее часто подвижник обретает такие виды этого состояния, как: курб — ощущение близости Бога, махабба — ощущение горячей любви к Богу, хауф — глубокое раскаяние, шаук — страстный порыв к Богу и т.д.
Поясним, что представляют собой некоторые такие практики.
Танцы дервишей, например, требуют от участников абсолютного раскрепощения тела и достижения полной «ментальной паузы». На фоне этой раскрепощенности и медитативной настройки сознания на восприятие Творца возникают гармоничные «спонтанные» движения. Они не планируются, не задаются от ума, а приходят как бы самопроизвольно. Как правило, танцы дервишей проводятся с использованием медитативной музыки или медитативных напевов. Это даёт соответствующий настрой всем танцующим и приводит подготовленных участников к состоянию халь.
Ещё одна интересная техника — суфийское кружение. Оно позволяет вывести сознание из головных чакр, что способствует вхождению в состояние халь. Существуют различные модификации этой техники. Кружение может осуществляться под музыку или без таковой, с использованием мантр, без определенной концентрации или с концентрацией в тех или иных энергоструктурах организма. В последнем случае кружение может способствовать их развитию и совершенствованию.
Общие правила выполнения упражнения таковы:
- 1) начинать можно не ранее, чем через 2-3 часа после еды;
- 2) кружение осуществляется в любую удобную сторону на фоне полной расслабленности тела;
- 3) открытые глаза фиксируются на одной из поднятых рук, либо расфокусируются вовсе;
- 4) кружение осуществляется в индивидуальном ритме, с максимально плавным входом и выходом из упражнения;
- 5) при возможном падении во время кружения необходимо перевернуться на живот и расслабиться;
- 6) после выполнения упражнения необходима релаксация;
- 7) также требуется полное «доверие к технике», полная «раскрытость» во время выполнения упражнения. Его длительность определяется индивидуально и может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов.
На «зрелых» ступенях проводится интенсивная работа по развитию, совершенствованию энергоструктур организма. Если пользоваться индуистской терминологией, речь идёт, в частности, о чакрах и нади (меридианах). При этом особый акцент делается на развитии анахаты чакры, отвечающей за продуцирование эмоциональной «сердечной» любви.
Одна из техник такого рода — медитация смеха. Её участники ложатся на спину и полностью расслабляются. После медитативной настройки они помещают одну из рук на область анахаты, другую — на область муладхары, активируя эти чакры. Затем присутствующие начинают проводить сквозь организм волны мягкого, лёгкого света-смеха от муладхары к головным чакрам. Медитация смеха имеет очищающий эффект и способствует развитию и совершенствованию чакр, срединного меридиана, если, конечно, проводится на должном уровне тонкости.
Также в суфизме имеет очень большую распространённость зикр. Варианты, модификации зикра весьма разнообразны — в соответствии с традициями того или иного братства или школы, мастерством наставника.
Зикр проводится следующим образом:
Все присутствующие встают или садятся в круг. Наставник даёт медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела).
В некоторых школах во время психоэнергетических тренировок исключительное значение придается музыке, пению. Считается, что музыка — пища души (гиза-и-рух) — одно из очень сильных средств, способствующих духовному прогрессу. Широко применяется музыка, побуждающая тело к «спонтанным» движениям (тараб), способствующая вхождению в глубокие медитативные состояния (саут) и т.д. В ряде школ введено ежедневное слушание музыки, коллективные занятия с вокальным исполнением мистических стихов (сама), экстатические танцы под музыку и т.п.
Эффективность этих техник достигается, в том числе, за счёт того, что медитативная работа проводится не только с использованием неподвижных положений тела, но и на фоне движений.
Благодаря комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких «центров» организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального.
Слаженная, сгармонизированная работа «центров» открывает возможности для быстрого изменения психоэнергетического состояния.
Кроме обычных методов в суфизме существуют и «скоростные» техники духовного развития. Посредством этих секретных техник мюрид может совершить очень быстрое продвижение. Они применяются только к тем, кто имеют уже достаточно высокую психоэнергетическую готовность.
Суфийская медитативная традиция очень богата и разнообразна. В ней накоплен колоссальный опыт работы с телом, умом, сознанием. В этой древней традиции разработаны и пути познания Ваджада (в индуистской терминологии — Самадхи), и техники для достижения правильной «кристаллизации» сознания в высших пространственных мерностях, и приёмы для освоения Фaна-фи-Аллах (Нирваны в Творце).
В суфизме много самобытного и оригинального. Но, несмотря на это, прослеживается его поразительное сходство с духовными традициями других лучших мировых школ и направлений — сходство целей, путей их реализаций и даже методик. Это может свидетельствовать только об одном. О том, что в основе суфизма и исихазма, даосизма и буддийского мистицизма, классической индуистской йоги и пути мексиканской школы Хуана Матуса, а также некоторых других направлений — лежат одни и те же закономерности духовного развития. Они лишь по-разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях.