Внутренняя политика. То, чего нет.
Подробно расписав достоинства четвёртой «Европы» не могу не отметить ее слабых сторон. EU4 неизбежно остается симулятором маляра, игрой про покраску карты в цвета своей державы. Это верно вне зависимости от того, за какую страну вы играете, в каком регионе, какие национальные идеи и форму правления выбрали. Проведя в игре достаточно часов и научившись играть на должном уровне, вы понимаете, что в игре больше нечего делать.
Проблема в том, что в EU4 отсутствует внутреннее измерение державы, внутренняя политика и сопутствующие ей вызовы. Это особенно обидно, ведь разработчики на самом деле многое сделали для того, чтобы всё это было. В игре подробно отражена региональная, религиозная и культурная специфика. Английский парламент, русское патриаршество, японский сёгунат, испанские монашеские ордена – перечислять можно до бесконечности. Почти у каждой значимой страны есть уникальное древо заданий, соответствующее месту и амбициям этой державы в истории человечества. В игре присутствует система территориального управления, уровень автономии провинций, сословия... Но по ряду причин всё это превращается в набор второстепенных кнопок, которые игрок нажимает в свободное от покраски карты время.
Проблема в том, что в распоряжении игрока имеется намного больше ресурсов и рычагов управления, чем у любого государя раннего Нового времени. Знаменитое изречение «Государство – это я!» в устах Людовика XIV выглядит изрядным преувеличением. А вот игрок в EU4 может сказать это абсолютно обоснованно.
Говоря про ресурсы, я имею в виду не только деньги (хотя при минимальных навыках игрока они сыпятся, как из рога изобилия). Игрок может нажатием одной кнопки, с умеренными затратами и гарантированным успехом сделать почти всё. Подавить в зародыше восстание, превратить чужеродную провинцию в национальную, изменить религию и культуру любого места. Сменить форму правления, отстранить от власти невыгодного наследника или даже самого правителя. Удвоить развитие какой-либо провинции за один день. Не раз и не два я начинал думать о том, насколько долгими, непредсказуемыми и мучительными в реальности были процессы, которые в игре происходят моментально и гарантированно.
Завоеватели (или как минимум, их наследники) знали, что максимально расширить пределы державы – лишь полдела.
Удержать захваченные территории и превратить их из источника проблем в источник выгоды – над этим целые империи бились десятилетиями, и не всегда успешно. В игре же подобный челлендж отсутствует. Эффект сверхрасширения неприятный, но легко решается своевременным накоплением очков правителя и нажатием двух-трех кнопок. То же касается проблемы религиозного/культурного единства, погубившей не одну цивилизацию. Ограничение на количество полноправных территорий (states) в игре очень мягкое и начинает играть какую-то роль только когда игрок действительно начинает захватывать весь мир.
В силу указанных причин в игре нет равновесия внутренней и внешней политики. Если извне вас постоянно сдерживает сила других стран, то внутри страны ваше присутствие нужно лишь для того, чтобы в нужный момент отдать несколько распоряжений. Есть глобальные стратегии, в которых мирное развитие по-настоящему интересно. В EU4 мир – не более, чем пауза, в течение которой вы ликвидируете эффект сверхрасширения, восстанавливаете силы и методично готовитесь к новому раунду агрессивной геополитики. Это делает партии однообразными и сводит на нет благое стремление «парадоксов» добавить каждому региону, религии и культуре свою изюминку. Фактическое отсутствие внутренней политики раздражает меня и как любителя истории, желающего большей правдоподобности – и как геймера, желающего разнообразия и реиграбельности.
В EU4 по большому счету нет ощущения истории как комбинации сложных, постепенных процессов, которые можно стимулировать или тормозить, но нельзя контролировать полностью. Вы управляете страной в ручном режиме, нажимаете кнопки и дергаете за рычаги управления, получая мгновенный эффект. Возможно, разработчики хотели, чтобы игрок всегда был творцом, а не заложником истории и при должном умении мог раскрыть потенциал любой державы. Возможно, они стремились избежать лишнего хардкора или делали упор на мультиплеер, который действительно получился увлекательным и динамичным. Europa Universalis IV – мощная, качественная игра, которую я рекомендую всем поклонникам Paradox и глобальных стратегий вообще. Но когда я начинаю думать о том, какой бы EU4 могла быть, если бы ряд ее механик был раскрыт разработчиками до конца, мне становится несколько не по себе. Общий ФИН ставлю 8 (8 – фундаментальность, 9 – интенсивность, 7 – насыщенность)
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.