Найти тему
Lost Quest

Europa Universalis IV. Обзор. Часть 3.

Внутренняя политика. То, чего нет.

Подробно расписав достоинства четвёртой «Европы» не могу не отметить ее слабых сторон. EU4 неизбежно остается симулятором маляра, игрой про покраску карты в цвета своей державы. Это верно вне зависимости от того, за какую страну вы играете, в каком регионе, какие национальные идеи и форму правления выбрали. Проведя в игре достаточно часов и научившись играть на должном уровне, вы понимаете, что в игре больше нечего делать.

Проблема в том, что в EU4 отсутствует внутреннее измерение державы, внутренняя политика и сопутствующие ей вызовы. Это особенно обидно, ведь разработчики на самом деле многое сделали для того, чтобы всё это было. В игре подробно отражена региональная, религиозная и культурная специфика. Английский парламент, русское патриаршество, японский сёгунат, испанские монашеские ордена – перечислять можно до бесконечности. Почти у каждой значимой страны есть уникальное древо заданий, соответствующее месту и амбициям этой державы в истории человечества. В игре присутствует система территориального управления, уровень автономии провинций, сословия... Но по ряду причин всё это превращается в набор второстепенных кнопок, которые игрок нажимает в свободное от покраски карты время.

Проблема в том, что в распоряжении игрока имеется намного больше ресурсов и рычагов управления, чем у любого государя раннего Нового времени. Знаменитое изречение «Государство – это я!» в устах Людовика XIV выглядит изрядным преувеличением. А вот игрок в EU4 может сказать это абсолютно обоснованно.

Говоря про ресурсы, я имею в виду не только деньги (хотя при минимальных навыках игрока они сыпятся, как из рога изобилия). Игрок может нажатием одной кнопки, с умеренными затратами и гарантированным успехом сделать почти всё. Подавить в зародыше восстание, превратить чужеродную провинцию в национальную, изменить религию и культуру любого места. Сменить форму правления, отстранить от власти невыгодного наследника или даже самого правителя. Удвоить развитие какой-либо провинции за один день. Не раз и не два я начинал думать о том, насколько долгими, непредсказуемыми и мучительными в реальности были процессы, которые в игре происходят моментально и гарантированно.

-2

Завоеватели (или как минимум, их наследники) знали, что максимально расширить пределы державы – лишь полдела.

Удержать захваченные территории и превратить их из источника проблем в источник выгоды – над этим целые империи бились десятилетиями, и не всегда успешно. В игре же подобный челлендж отсутствует. Эффект сверхрасширения неприятный, но легко решается своевременным накоплением очков правителя и нажатием двух-трех кнопок. То же касается проблемы религиозного/культурного единства, погубившей не одну цивилизацию. Ограничение на количество полноправных территорий (states) в игре очень мягкое и начинает играть какую-то роль только когда игрок действительно начинает захватывать весь мир.

В силу указанных причин в игре нет равновесия внутренней и внешней политики. Если извне вас постоянно сдерживает сила других стран, то внутри страны ваше присутствие нужно лишь для того, чтобы в нужный момент отдать несколько распоряжений. Есть глобальные стратегии, в которых мирное развитие по-настоящему интересно. В EU4 мир – не более, чем пауза, в течение которой вы ликвидируете эффект сверхрасширения, восстанавливаете силы и методично готовитесь к новому раунду агрессивной геополитики. Это делает партии однообразными и сводит на нет благое стремление «парадоксов» добавить каждому региону, религии и культуре свою изюминку. Фактическое отсутствие внутренней политики раздражает меня и как любителя истории, желающего большей правдоподобности – и как геймера, желающего разнообразия и реиграбельности.

-3

В EU4 по большому счету нет ощущения истории как комбинации сложных, постепенных процессов, которые можно стимулировать или тормозить, но нельзя контролировать полностью. Вы управляете страной в ручном режиме, нажимаете кнопки и дергаете за рычаги управления, получая мгновенный эффект. Возможно, разработчики хотели, чтобы игрок всегда был творцом, а не заложником истории и при должном умении мог раскрыть потенциал любой державы. Возможно, они стремились избежать лишнего хардкора или делали упор на мультиплеер, который действительно получился увлекательным и динамичным. Europa Universalis IV – мощная, качественная игра, которую я рекомендую всем поклонникам Paradox и глобальных стратегий вообще. Но когда я начинаю думать о том, какой бы EU4 могла быть, если бы ряд ее механик был раскрыт разработчиками до конца, мне становится несколько не по себе. Общий ФИН ставлю 8 (8 – фундаментальность, 9 – интенсивность, 7 – насыщенность)

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.