Найти тему
Кочетов Алексей

Россия - атомная держава. Но тогда зачем Мы начали развивать "бесполезную" альтернативную энергетику?

Как известно, вся отрасль альтернативной энергетики сегодня не способна конкурировать с традиционной энергетикой без специальных льгот и политической воли лидеров государств.

Россия в этом плане не стала исключением. Однако, в отличие от солнечной энергетики, развитие которой предвосхитил закон о предоставлении субсидий генерирующим мощностям на основе возобновляемых источников энергии, реализация ветроэнергетической отрасли сегодня контролируется государством напрямую через госкорпорации.

В начале 2019 года Ульяновский ветропарк мощностью 50 МВт начал поставки электроэнергии (Ульяновская область, Красный Яр).
В начале 2019 года Ульяновский ветропарк мощностью 50 МВт начал поставки электроэнергии (Ульяновская область, Красный Яр).

С чего такая резкая перемена курса? Ведь о возобновляемой энергетике (в частности, о ветрогенерации) активно говорят ещё с начала 2000-х годов, но никаких шагов в сторону подобных технологий российское руководство не предпринимало.

Однако недавно сразу две госкорпорации - «Росатом» и «Роснано» - принялись активно строить ветропарки по всей территории России.

В 2017 году «Роснано» совместно с ПАО «Фортум» (95% акций которого принадлежат Финскому энергетическому концерну "Fortum") создали ФОНД РАЗВИТИЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИКИ при поддержке технологического партнёра "VESTAS".

Структура совместного предприятия в ветроэнергетике у "Роснано".
Структура совместного предприятия в ветроэнергетике у "Роснано".

"VESTAS" - датская компания. Один из крупнейших в мире производителей ветрогенераторов и признанный технологический лидер этого сегмента.

В этом-же году АО «НоваВинд» (дочерняя компания "Росатома") совместно с «Lagerwey Systems B.V.» (100% акций которой принадлежат немецкому ветроэнергетическому концерну "Enercon GmbH") создают совместное предприятие «Red Wind B.V».

Структура совместного предприятия в ветроэнергетике у "Росатома".
Структура совместного предприятия в ветроэнергетике у "Росатома".

Основной целью этих совместных предприятий является максимальная локализация производства современных ветряных энергетических станций (ВЭС) на территории России.

Подробнее о локализации ВЭС, производствах и институтах для подготовки квалифицированных кадров в ветроэнергетической отрасли я писал в статье «Возрождение Российской Ветроэнергетики».

Однако, учитывая исследования европейских и американских учёных, ветроэнергетика неспособна удовлетворять энергетические потребности человечества.

Подробнее об этом я писал в статье «Скрытая угроза в альтернативной энергетике обернётся катастрофой для всего человечества».

То есть энергетическая ценность от внедрения альтернативных источников энергии очень сомнительна и требует больших капитальных затрат при качестве генерации энергии очень низкого уровня.

Энергия от возобновляемых источников требует постоянной коррекции, выравнивания и буферизации мощностей.

Противники и критики альтернативной возобновляемой энергетики справедливо указывали на подобные факты и на критические недостатки подобных источников энергии.

Однако с 2016 года В.В. Путин лично взял под контроль развитие ветроэнергетики в России.

  • Я уверен, что без личного одобрения нашего президента госкорпорации и глазом не покосились бы в сторону альтернативной энергетики.

Но что же такого произошло, что развитие новой энергетической отрасли отдано под контроль государства сразу, без ожидания прихода частных инвестиций?

Нет, ветроэнергетика не стала выгодной или более энергоёмкой.

В городе Ульяновск идёт локализованное производство лопастей для строящихся ВЭС мощностью 200 МВт. Это Целинская и Салынская ВЭС (Роснано).
В городе Ульяновск идёт локализованное производство лопастей для строящихся ВЭС мощностью 200 МВт. Это Целинская и Салынская ВЭС (Роснано).

Всё дело в национальной программе развития энергетики России до 2035 года. В ней кроются нюансы, которые прямо не видны, но выгодно отличают российский подход к освоению возобновляемых источников энергии от подходов других стран.

Благодаря этой программе субсидирование возобновляемой энергетики в подавляющей своей части идёт на локализацию производства и трансфер самых передовых технологий в Россию.

На данный момент степень локализации производства ветроэнергетических установок в пилотных проектах «Роснано» составляет 55%, а «Росатома» - 65%. В планах довести локализацию практически до 100% к 2025 году.

Тут всё решает рынок. А рынок ветроэнергетики России очень перспективен, в первую очередь, возможностью выравнивания прерывистой генерации энергии дешёвыми газовыми электростанциями.

Однако Росатом прямо указывает на то, что будет развивать концепцию безуглеродной энергетики путём создания связки атомных станций с ветроэнергостанциями.

В связи с этим, общая энергетическая рентабельность («EROEI») для связки АЭС-ВЭС будет составлять 50-60 единиц, что в два раза больше критерия, отпрядённого американскими экономистами для поддержания уровня жизни в развитых странах.

  • А это делает развитие ветроэнергетической отрасли в России слишком перспективной, чтобы какие-то там введённые санкции помешали европейским компаниям отказаться от Российского энергетического рынка.
Если продолжать логику энергетической рентабельности, то Россия станет первой страной, где развитие ветроэнергетики будет происходить без субсидирования и каких-либо специальных зелёных тарифов.

Ну а В.В. Путин как в воду глядел, когда предрёк неизбежный переход на водородную энергетику в Германии и во всем европейском союзе.

Германия в своей водородной доктрине прямо указывает, что будет искать поставщиков водорода в лице сегодняшних поставщиков энергоресурсов. А Япония уже включилась в совместный с Россией проект производства водорода на территории России импорт его в Японию.

Германия с 2020 года начинает поэтапный переход на водород в качестве энергоносителя. В 2050 году на водород будут переведены все производства Германии, включая нефтехимические.

Концепция Атомно-Ветроэнергетической отрасли как нельзя лучше подходит для экономически выгодного крупномасштабного экологически чистого производства водорода. Россия планирует наладить поставки на экспорт как минимум двух миллионов тонн водорода к 2035 году, что составит 16% всего мирового рынка экспорта водорода.

В 2018 году экспорт природного газа в России составлял 10% от мирового уровня.

Учитывая всё вышеописанное, развитие ветроэнергетики России – это исключительно перспективный проект, полностью отвечающий энергетической концепции России и её интересам.

К слову, в России прямые недостатки ВЭС не так выражены, как в европейских странах.

  • Так, например, ВЭС в России запрещено строить на пути миграции птиц, а в фундаменте ВЭС предусмотрены виброгасители, которые составляют единую структуру с башней. То есть вибрации на землю практически не передаются. Строительство ВЭС запрещено и в близи жилых районов.

Всё в той же Германии нет подобных критериев в угоду реализации программы перехода на возобновляемые источники энергии.

  • Выравнивание прерывистой генерации от ВЭС в России в разы дешевле, чем в западных странах из-за стоимости газа на внутреннем рынке.
  • В целом, стандарты строительства ВЭС в России строже, чем в той же Германии и других европейских странах.
  • Ну и самое главное, ВЭС в России не вытесняют традиционные источники энергии (как это происходит в Германии), а дополняют их.
Производство электроэнергии возобновляемыми источниками энергии в России.
Производство электроэнергии возобновляемыми источниками энергии в России.

В 2019 году мощности ВЭС в России выросли на 35%, достигнув 190,5 МВт.

К середине 2020 года введено 500 МВт новых мощностей (солнечной и ветряной генерации). К началу 2021 года планируют ввести ещё 1300 МВт мощностей.

Как говорится, всему своё время и место. И сегодня самое время всем этим событиям происходить именно в России.

Адыгейская ВЭС мощностью 150 МВт введена в эксплуатацию в начале 2020 года. Росатом к 2023 году планирует установить 1 Гигаватт Ветроэнергетических мощностей.
Адыгейская ВЭС мощностью 150 МВт введена в эксплуатацию в начале 2020 года. Росатом к 2023 году планирует установить 1 Гигаватт Ветроэнергетических мощностей.

Однако, для полноты картины, нужно учитывать и сопутствующие факторы, такие как развитие электромобильной отрасли, экологические стратегии крупных городов России, закон о микрогенерации и т.п. Всё это вписывается в концепцию Ветроэнергетики, но об этом в следующей статье.

Конец 1 части.

Часть 2: "Российские Атомно-Ветроэнергетические комплексы - как решение проблемы возобновляемой энергетики".

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Российские Ветроэлектростанции