3 ноября в США завершилось голосование за нового президента страны. Опросы накануне выборов обещали победу сопернику действующего президента Джо Байдену, однако сам он заявил, что не до конца уверен в победе. В свою очередь, Дональд Трамп охотно делился с журналистами оптимистичными прогнозами. Особенностью кампании-2020 стал рекорд по числу досрочно проголосовавших избирателей – около 100 млн. При этом почти 64 млн бюллетеней были отправлены по почте, однако почтовые службы не успели доставить все из них в срок. Тем временем, около Белого дома собралась толпа активистов, перекрыв соседнюю улицу. Чьей победы ждать, и какие последствия она принесет России и самой Америке, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил профессор политологии и бизнеса Йельского университета, эксперт в области глобальной конкуренции и стратегического применения технологий в бизнесе и обороне Пол Брекен.
– Кто, по вашему мнению, победит на выборах президента США? У кого больше шансов?
– Почти половина американских избирателей уже проголосовала досрочно, и все без исключения опросы общественного мнения показывают, что Джо Байден уверенно опережает своего соперника. Однако четыре года назад все опросы также предсказывали проигрыш Дональду Трампу.
Всего за три дня до официальной даты голосования избирательные комиссии в США сообщили о новом рекорде: 91,6 миллиона избирателей уже проголосовали досрочно или прислали заполненные бюллетени по почте.
Однако в Америке все равно будут глубокие разногласия, независимо от того, кто победит. Многие люди считают, что начать все сначала – это хорошо.
– Как исход выборов в США повлияет на их отношения с Россией?
– В долгосрочной перспективе, я думаю, вы увидите лучшие отношения. В краткосрочной перспективе большого спада я не вижу. Это всегда возможно, но новая администрация будет сосредоточена на COVID и экономике, а также на борьбе с растущим экономическим неравенством в Америке.
– Смогут ли Москва и Вашингтон сгладить острые углы в отношениях?
– Сотрудничество между США и Россией на самом деле довольно распространено по многим направлениям. Проблема заключается в том, что политические лидеры предпочитают подчеркивать или преуменьшать это в своих внутренних целях.
То же верно и для конфликтных вопросов. Иными словами, ни Вашингтон, ни Москва не хотят ни терактов, ни распространения ядерного оружия, ни войны. Они действительно будут сотрудничать, и это то, с чем мы можем работать дальше.
– Однако американцы не прекращают политику экономического сдерживания России, продолжают вводить все новые и новые санкции…
– Есть много шагов, которые Вашингтон мог бы предпринять, чтобы сдержать Москву. На мой взгляд, интересно то, почему они не предпринимаются.
Например, был большой спор о том, что снижение цен на нефть можно использовать для нанесения ущерба российской экономике. Но США разрешили экспорт российских энергоносителей и продажу оборудования российским компаниям. Это говорит о том, что нынешние плохие отношения носят атмосферный характер, что две страны могут сосуществовать при имеющихся разногласиях.
– При этом Россия и США никак не могут договориться о продлении договора СНВ-3. Американцы выступают за урегулирование этого вопроса на своих условиях, а интересы России почему-то не учитываются…
– В вопросе продления СНВ есть два аспекта. Во-первых, похоже, что теперь обе стороны согласятся на продление нынешнего договора на один год. Это дает Соединенным Штатам время и убирает сложные политические вопросы из заголовков газет.
Во-вторых, Вашингтон творчески продумывает новые стратегии контроля над вооружениями, выходящие за рамки официальных соглашений типа СНВ. Предлагаемый мной выход состоит в том, чтобы Соединенные Штаты и Россия совместно подписали соглашение о неприменении ядерного оружия первыми.