Найти тему
Милица Беречина

Южный форпост Москвы

Как купить туристическую путевку дешевле

Пасмурным мартовским днем после посещения Зарайска мы продолжили знакомство с ближним Подмосковьем. Автобус из Зарайска в Коломну идет около часа и, простившись с Зарайском, мы отправились в очередной древний подмосковный городок. Современная Коломна очень отличается от крошечного поселения с деревянным острогом, о котором впервые упомянул летописец в 1177 г. Но Коломна тогда уже существовала. По мнению историков, город основан между 1140 г и 1160 г. Ну, а люди в пойме Оки и Москвы-реки жили с VII-го тысячелетия до н.э. В первом тысячелетии христианской эры здесь, в основном, проживали древние племена финно-угров. Славяне пришли в эти земли в VI-VII веках. В XII веке было образовано удельное Коломенское княжество в составе Рязанского княжества. Дальнейшая судьба Коломны оказалась довольно схожа с судьбой древних русских городов-крепостей южнее Москвы. В 1238 г Коломна была разорена ордами хана Батыя. В 1301 г московский князь Даниил присоединил Коломенский удел к своему крепнущему и расширяющему территорию княжеству. В течение XIII-XVI веков Коломну неоднократно разоряли татарские набеги, да и князья-соперники, воевавшие за ярлык великого князя, тоже были непрочь пограбить богатый торговый город. В Коломне собиралось ополчение под командованием Дмитрия Донского и, благославленное Сергием Радонежским, отправилось на Куликовскую битву. Спустя 170 с небольшим лет, в Коломне опять собиралось большое войско — армия Ивана Грозного. Отсюда она отправилась на завоевание Казани. В 1531 г в Коломне, как и во многих городах к югу от Москвы, построен мощный каменный кремль. От него ныне уцелел участок стен с шестью башнями.В годы Великой Смуты Коломне опять не очень повезло. Ее захватывали войска Лжедмитрия II, польского королевича Владислава, атамана Заруцкого (любовника Марины Мнишек). Вдова Григория Отрепьева пыталась из Коломны командовать разношерстными отрядами казаков, беглых крестьян и просто бандитов, разбойничающих в окрестностях столицы. Одна из башен Коломенского кремля даже получила имя несостоявшейся российской государыни.После воцарения династии Романовых Коломна стала крупным подмосковным центром купечества и старообрядчества (вообще, купеческое сословие в большинстве своем придерживалось старой веры). В Коломне бывали Петр I и Екатерина II. Почти всем российским городам матушка-царица пожаловала герб и регулярный план застройки. В Коломне такой план составлял известный московский архитектор М.Казаков. В 1781 г Коломна стала уездным городом Московской губернии, а в 1862 г сюда пришла железная дорога, сильно подстегнув развитие местной промышленности. Всей стране известен Коломенский тепловозостроительный завод. К началу ХХ века Коломна стала крупным промышленным городом с множеством предприятий (в основном, машиностроительных). Осенью 1941 г гитлеровские войска были остановлены всего в 20 км от Коломны. 1 октября 1959 г в Коломну из Москвы пришла первая электричка. Сейчас этот райцентр имеет отличное автобусное и железнодорожное сообщение со столицей.Гуляя по городу в надвигающихся сумерках, мы не ощутили той уютной провинциальности, так знакомой нам по встречам с другими небольшими городами Российской глубинки. Шумный город с широкими улицами, громыхающими по ним трамваями, множеством бетонных коробок современных торговых центров и высотными домами в спальных районах по окраинам начисто лишен патриархально-сонного покоя русской провинции. Коломна больше похожа на город-спутник крупного мегаполиса. И лишь за стенами кремля в многочисленных церквях и одноэтажных, миниатюрных домиках прежней Коломны, кажется, навеки застыла старина.На территории кремля сохранились: Успенский Брусенский женский монастырь (XVI век), основанный по повелению Ивана Грозного, который нагрешил за свое правление немало, но и монастырей (видимо, с целью покаяния) основал не один десяток,Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря

Новоголутвинский Свято-Троицкий монастырь (так же XVI век)и несколько улиц старинной провинциальной застройки.Покидали мы старинный Коломенский кремль уже в полной темноте. Трамваи здесь ходят по круговым маршрутам, и наша логика жителей С-Петербурга, улицы которого расчерчены, как тетрадь в клеточку, на этот раз не сработала. Мы приехали к кремлю от автовокзала на трамвае; после осмотра главной достопримечательности Коломны мы вернулись на ту же остановку и, что вполне логично, сели на трамвай в обратную сторону. После долгого катания по вечернему городу стало ясно, что мы эти места по дороге в кремль не проезжали. Но охватившую нас панику быстро погасила кондуктор, — трамвай довез нас до железнодорожного вокзала, но окольным путем, который в три раза длиннее маршрута, которым мы прибыли сюда. Обзорной трамвайной экскурсией и закончилось наше не особо подробное знакомство с еще одним южным форпостом Москвы.