Найти тему
Раиса Агапова

Нигер. Ч — 10. Ночные танцы

Как купить туристическую путевку дешевле

Водители установили палатки, которые мы все быстро обжили, положив туда матрасы и сумки. Повар соорудил стол и обставил его раскладными табуретками. Бутылки с водой у нас были. Пил я много, но с водой трудностей не возникало.

Кому как, но мне житие в палатках очень даже нравится. В подобных случаях чувствуешь единение с природой, которое не может дать город.

Ночь в Сахаре и близлежащих областях наступает резко и сразу. Закатом в Сахаре не полюбуешься. Облака, после захода солнца, желтизной играют редко. Над пустыней они проплывают не часто. Темнота, вместе с лёгким ветерком, даёт долгожданную прохладу, и пустыня оживает. В тот короткий миг, когда солнце спряталось, но чёрная ночь ещё не наступила, из своих нор и щелей, в поисках пищи, вылетают и выползают всевозможные жучки и бабочки, при свете дня прячущиеся от птиц. Дрожащих тварей особенно привлекал свет, и потому за ужином, дабы наложить в тарелку спагетти, приходилось направлять фонарь не на стол и ни в коем случае не на кастрюлю, а вверх.

Иногда луч солнца, прорвавшийся в комнату, будоража сознание, показывает, сколько пыли в твоей квартире, которую при обычном свете ты не замечал. Воздух Сахары ещё более уникален. Луч фонаря, словно компьютерная томография, выявляет великое множество микроскопических частичек, летящих вместе с ветром. Из таких песчинок складываются барханы.

Получается, ты не знаешь про пыль и про наполненный песком воздух, а они есть. Ты этим дышишь, и не чувствуешь, и не замечаешь. А если хочешь что-то осветить, дабы получше понять и разобраться, и тут вместе с тобой к теме прибивается масса всевозможных паразитов.... Философия однако!

В девять вечера окончательно стемнело. Половинка луны робко взошла над горизонтом и пустыню почти не освещала. Из стана кочевников на всю округу разливалась музыка, слышались песни и смех. Спать не хотелось, и потому мы, почти всей группой, направились в лагерь водабе. О ночном отдыхе кочевники даже не помышляли. Мужчины пили чай. Женщины готовили еду. Прирученные верблюды, расположившись возле хозяев, преданно смотрели в сторону палаток, ожидая, не перепадёт ли им угощение. Один из "кораблей пустыни", на моих глазах, с достоинством встал, отошёл чуть в сторону и начал жевать куст акации. Тут подлетел хозяин, и принялся проверять путы. Они оказались развязаны. Погонщик отвесил питомцу пару смачных ударов плёткой. Обиженный верблюд слегка поорал, но далее вновь принял гордую и надменную позу. Хозяин позвал сына, и они вместе принялись колдовать с верёвками.

Ночная жизнь кочевников не менее интересна, чем дневная. Много всего забавного в их быте. Возле одной из палаток меня окликнули и предложили стакан чая. Я выпил, поблагодарил хозяев, и отправился дальше на звуки музыки. Как оказалось, Геревол даже не думал закругляться. Парни всё также пели, и примерно также танцевали. Зрителей стало меньше, зато их состав заметно омолодился. Женщины сняли свои чёрные накидки, и при вспышке фотоаппарата показались мне более привлекательными, нежели днём. Единственное отличие, танцоры стояли теперь не в линию, а уже в круг. Такой вид танца называется — орсо (линейный танец — яки). Как уж так получилось, сам не пойму, но я почти сразу был вовлечен в действие. Плотный строй танцующих сперва разомкнулся, а после за нашими спинами, подобно капкану, захлопнулся. Я и пара моих товарищей, оказались посередине раскрашенных людей, абсолютно другой культуры, пляшущих, что-то поющих, но на наше счастье, не проявляющих какой-либо агрессии. Однополые связи у водабе исключены и это успокаивало... В любом случае, на первых порах я испытал лёгкий шок. Геревольщики то приближались, поднимая по направлению к нам свои дрожащие руки, то также в ритме танца удалялись. Кого-то слегка колбасило, либо это была инсценировка. Вспышки фотоаппарата высвечивали их глаза с закатившимися зрачками.

Здесь на правах автора я отступлю от хронологии событий. Итак, в предыдущей статье разговор шёл о том, что такое Геревол и для чего его проводят. Вроде как всё просто, парни танцуют, а девушки их выбирают — так то оно так, но не совсем. Если не знать определённых моментов, в этом случае сложится неправильное представление о происходящем (как и о прошлом).

Перед поездкой, особенно в столь экзотические места, я перестал изучать статьи в интернете. Почему? Информации как таковой нет, а та, что есть, чаще всего оказывается полной непоняткой.

Так, например, во множестве справочниках про фулбе пишут: С рождения ребёнка мать тянет его за носик (красивым считается длинный нос) и пытается растянуть тельце, чтобы мальчик рос высоким. Спрашивается, как воспринимать такую информацию? Можно ли вытянуть нос и тельце простым потягиванием руки? Лично я сомневаюсь. Получается, кто-то когда-то общался с африканцами, но кто и что переводил — непонятно? Кто человека информировал — тоже загадка? Но далее, так как достоверных сведений крайне мало, подобное, повторенное много-много раз, становятся истинной, не требующей доказательств.

Одним словом, прошлое Африки для европейцев — тёмный лес, а народы, типа фульбе, толком не изучены. (Кто интересуется историей Африки, рекомендую к прочтению Как Африка стала чёрной)

В Нигере я на эту тему слегка поспорил с одной из моих попутчиц. Женщина имела историческое образование, и мои доводы опровергала тем, что всегда и везде необходимо пользоваться сведениями и справками советских учёных. Я же ответил, что где-то это действительно так, но в труднодоступные уголки планеты советские специалисты проникнуть не могли и прибегали к сведениям англичан, либо французов. Был тут и ещё один моментик. В силу идеологических установок советские учёные не могли представить читателю истинное положение дел. Увы, я оказался прав, и моя попутчица сумела в этом убедиться непосредственно на Гереволе.

Будучи в Камеруне, мне довелось пообщаться с уважаемыми людьми народности мбороро (относятся к фульбе). Камерун. Ч - 5. Люди народности мборороУслышав вопросы про потягивание за носик, один старик от души посмеялся. В Мали и в Гвинее я также контактировал с фульбе. Конечно, я не Миклухо Маклай и среди данного народа годами не жил, и тем не менее, когда люди рассказывали о себе и о своих традициях, ни про какие потягивания за носик и за тельце, речь не шла.

Взрослые мужчины в разных странах жаловались, что Геревол уже не тот. Фестиваль стал плохим, ибо из-за него распадаются семьи.

На вопросы, как такое происходит, собеседники отвечали примерно следующее: молодая женщина родившая не более двух детей, может участвовать в празднике наравне с незамужними; увидит девка красивого парня и вместе с ним убегает, бросая детей бывшему мужу.

Казалось бы, красивых мужиков много, как и женщин. В чём подвох? Списывая всё это на чужеродную культуру и на африканские страсти, я не догадывался об истинной сути Геревола, или правильнее сказать, не задумывался. Всё встало на свои места на второй вечер, когда к нам в лагерь приехал директор нигерской турфирмы. Он объяснил: парни танцуют, а девушки их выбирают — для секса! Фестиваль заканчивается сексом.

Нет, я конечно знал, что у туарегов и у фульбе женщины позволяют себе многое. Девственность у этих народов не в почёте. Девчонки половой жизнью живут лет с 12-14. Однако, ситуацию с Гереволом должным образом я не изучил. По-большому счёту, всё везде повторяется. Различные народы, не зная друг о друге, дабы выжить и продолжить развитие, приходят к одинаковым решениям. Свою жену гостю в прежние времена предлагали наши малые северные народности. Когда я был на Севере, я об этом обычае конечно же спрашивал. Собеседники, у которых я останавливался, от моих глупых вопросов испытывали лёгкое неудобство, отнекиваясь, у нас этого не было, это у таких-то народностей и у таких-то....

Думаю, что у нас на Севере эти традиции остались в прошлом. Культурный код народов переформатировался. Африка также изменилась. Вот и получается, когда я интересовался фестивалем, никто из фульбе не стал сообщать его истинного предназначения. Моим собеседникам было попросту неудобно. Зато теперь всё сходится. Замужняя женщина выбирает красивого парня. Без каких-либо ухаживаний у них происходит секс. Если новый партнёр нравится больше мужа — вспыхивает страсть, которая может закончиться распадом семьи, и дети остаются с первым мужем.

Нет, в любом случае, тут есть свои Ромео и Джульеты. Чаще наоборот, семьи на Гереволе создаются, нежели разрушаются. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся.... Никто любви не отменял. Процитирую справочник:

В племени различают два вида браков. Если женщина с мужчиной встречаются на Гереволе и создают семью, это считается браком по любви. Другой вид брака — когда родители мальчика просят родителей девочки, чтобы она вышла замуж за их сына. Помолвка происходит, когда девочке исполняется 7 лет, а в семью мужа она приходит в 15-летнем возрасте. По обычаю перед свадьбой жених отдаёт родителям невесты трёх коров. Иметь одному мужчине несколько жён не возбраняется. Женщины водабе тоже имеют относительную свободу. Если женщина несчастлива в браке, она может спокойно перейти к другому мужчине.

Во время сбора родов и общин в сексе могут принимать участие от мужчин только участники Геревола. Женщины, отдаться или нет, решают сами. Самый красивый, он же победитель фестиваля, за одну ночь может побывать сразу в нескольких палатках. Казалось бы, подобное из-за свойств физиологии затруднительно? На выручку приходит особый наркотический чай... Спрашивается, как о подобном могли написать советские этнографы? Напомню, в Советском Союзе секса не было. Во всех нациях красивы метисы, в то время как народы, так или иначе закрывшиеся от мира, чаще всего выглядят тяжеловато. Инцест вещь крайне опасная.

На следующий день, гуляя по кочевой деревушке водабе, мне довелось видеть нездорового ребёнка, которого мать привязала за ногу к стойке шатра. Зрелище очень и очень тяжёлое.

Водабе живут и кочуют родовыми общинами. Поэтому, зачать не от мужа, который чаще всего является родственником, а от приезжего гастролёра, действие вполне логичное и в чём-то даже оправданное. Но где и как встретить чужого мужчину? А вот для этого как раз и нужен Геревол. В некоторых случаях приходится читать, что женщина водабе может замутить что-то на стороне, тогда как её муж такой возможности лишён. Изменять мужьям запрещено. Я в этом сомневаюсь. Кто подобный запрет будет контролировать? А вот в то, что у мужчин племени отсутствует такое понятие как ревность — в это я верю. В последний день фестиваля один из моих спутников рассказал следующую историю. Утром он пошёл прогуляться. На краю лагеря его окликнул средних лет мужчина, подвёл к палатке и показал трёх молодых девушек. Те, в свою очередь, откинули покрывала, давая представление о лице и о фигуре. Мой товарищ на тот момент про истинную суть Геревола не знал. Он просто сфотографировал девчонок и пошёл своей дорогой.

Опережая вопрос по теме, сразу отвечу, что мне лично никто ничего подобного не предлагал. Какая женщина захочет клонировать толстого злобного уродца? Внешне на фестивале и в лагере водабе всё выглядело вполне пристойно. Никакие пары по кустам не бегали. Никто демонстративно не уединялся.

Однако я убеждён, если бы на Геревол приехали: женский сердцеед Аркадий, знаток бабских струн Аlerojale, высокий блондинистый Dk1974, либо пронзительно незабываемый Acvazul-v2010 — их рассказ о фестивале, в отличие от моего, оказался бы не скучным и не занудным. В этом случае была бы изюминка.... Увы, в тот вечер о сексуальной составляющей праздника мы ещё не знали. Мы просто наблюдали за жителями пустыни. Любовались костром, и даже участвовали в их танцах.

Нигер. Ч - 11. Утро в пустыне