Найти тему
Бизнес по-умному

Поставщик пропал, а вы ему уже заплатили? Расскажем, как вернуть деньги

У малого бизнеса каждая копейка на счету, а многие начинающие предприниматели ещё и вкладывают в своё дело личные деньги. Например, покупают компьютеры для сотрудников, заказывают, сайт или оплачивают обучение. Но что делать, если обещанный товар и услугу вы так и не получили, а поставщик денег на возвращает? Рассказываем, как можно вернуть средства через ваш банк, если вы оплатили товар или услугу картой.

💳 Оформить карту

🤔 Что такое чарджбэк или диспут

Возвратный платёж — это процедура опротестования совершённой транзакции через банк. Он носит название «чарджбэк» или «диспут» (dispute), что переводится с английского как «спор». А ваш банк выступает в качестве адвоката и берётся защищать ваши интересы перед недобросовестными продавцами.

Процедура чарджбэка бесплатна. Воспользоваться ей могут как физические лица, так и компании, при условии покупки с банковской карты, в том числе при заказе через интернет, или оплате с расчётного счёта.

❓ Почему возможен возврат

Чтобы понять процесс «оспаривания», пройдем для начала весь путь оплаты пластиковой картой:

👉 При покупке данные карты поступают в банк, который обслуживает данный терминал.

👉 Банк магазина отправляет запрос на проведение платежа в банк, который выпустил вашу карту.

👉 Ваш банк проверяет данные карты, наличие необходимой суммы на ней. Это называется авторизацией. Если всё хорошо, одобряет проведение транзакции. Впоследствии «бронирует» нужную сумму на вашей карте (но пока не списывает её).

👉 Банк магазина отправляет сведения об успешной оплате на терминал кассира. Вы получаете чек.

👉 Через некоторое время ваш банк перечисляет банку продавца заблокированную на вашей карте сумму. Тот отправляет её на счёт магазина.

Как вы заметили, сумма покупки не сразу списывается с вашей карты. В течение определённого периода эти деньги находятся на претензионном счёте. Длительность этого периода определяет платёжная система, логотип которой есть на вашей карте. А значит, в случае если что-то пошло не так, средства можно попробовать вернуть.

В процессе обмена информацией с карты между банком продавца и вашим банком есть ещё одно звено — платёжная система. В России это три основные системы — Visa, Mastercard и "Мир". Именно платёжная система гарантирует, что в спорной ситуации ваш банк, как партнёр этой системы, имеет право опротестовать совершённую операцию.

💸 В каких ситуациях можно получить чарджбэк

Как клиент банка, вы можете обратиться к нему с запросом на возвратный платёж. Чтобы запросить чарджбэк, даже не обязательно находиться в одной стране с продавцом. Международные платёжные системы устанавливают право на возврат средств для клиентов банков по всему миру. Основанием для возвратных платежей могут стать следующие ситуации:

  • проблемы с авторизацией карты (90 дней со дня операции);
  • ошибки процессинга (90 или 120 дней со дня операции);
  • потребительский спор (120 дней с даты оказания услуги или получения товара).
  • мошенничество (120 дней со дня операции). Чарджбэк не удастся получить, если вы сами передали данные карты или подтвердили оплату через SMS-сообщение;

После обращения по возврату денежных средств, ваш банк делает соответствующий запрос банку, который работает с продавцом. Далее именно банк, где обслуживается счёт недобросовестного продавца, должен доказать, что первоначальное списание средств было правомерным. Даже если компания продавца обанкротилась, банк этой организации продолжает выполнять обязательства. После опротестования операции сумма платежа списывается со счёта компании, и средства возвращаются вам на карту.

👌 Что нужно сделать, чтобы его получить

Шаг 1. Свяжитесь с компанией-продавцом и попробуйте договориться напрямую.

Шаг 2. Если продавец вас проигнорировал или его офис закрыт, соберите все доказательства предоставления товара или услуги, которые помогут решить вопрос в вашу пользу: квитанции об оплате, договор оферты, электронную переписку, фотографии, скриншоты и т.д. Помните, что нужно уложиться в срок, отведённый платёжной системой.

Шаг 3. Подайте заявление о чарджбэке в банк, который выпустил вашу карту. Предоставьте доказательства, которые помогут убедить все стороны в правомерности требования вернуть вам средства.

Шаг 4. Ждите ответ от своего банка. Обычно это занимает один-два месяца.

☝ Не позволяйте зарабатывать на вас

Сомневаетесь, что получится вернуть средства? Да, получить чарджбэк не всегда удаётся, но довольно часто такие операции завершаются успешно.

И ещё один лайфхак: помните, что ваш банк может совершенно бесплатно запустить процедуру возврата, поэтому не обращайтесь в другие организации, которые обещают вам вернуть деньги за не оказанную услугу или не доставленный товар. Такие компании также будут писать заявление в ваш банк, и за эту бесплатную услугу потребуют у вас проценты с возращённой суммы.

-2

Оформить карту

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Ещё статьи:

🔴 Льготный кредит для малого бизнеса 💰: какую помощь можно получить в 2020 году

🔴 Как предпринимателю экономно и легально организовать оплату картой

🔴Открыли магазин? Рассказываем, как без вложений организовать доставку