Вопрос духовнику обители
Вопрос: Батюшка, мы с мужем окормляемся в московском монастыре, очень ценим монастырскую службу, прихожан и монашескую братию. И большую, чем на приходах, строгость. Мы с мужем люди малообщительные, в основном «дружим» друг с другом. И наш духовник поощряет это. На мой вопрос о друзьях батюшка обвел рукой иконы и сказал: «Вот твои друзья. Если кто-то нуждается в твоей помощи — помоги. Но не заводи дружеских отношений. Это может быть уловка, отвлекающая от Бога». И, конечно, повторяет фразу: «Люби людей — бегай людей». Мой вопрос к Вам как к белому священнику, окормляющему монашествующих и мирян: это не монашеский перегиб? По нашему устроению нам это очень подходит, поэтому для нас здесь нет никакого подвига. «Подвигом» было бы преодолевать себя и идти в люди... Спасибо!
Людмила
Ответ: Во всем должна быть золотая середина. Преподобный Арсений, великий аскет, сказал: «Всех люби, от всех беги».
Живя в миру, мы не можем жить замкнуто. Мы соприкасаемся с людьми, у нас есть общение. Но в общении нужно соблюдать дистанцию, чтобы не стать собственностью, чтобы не было пристрастия. Иногда мы идеализируем людей, а потом разочаровываемся, и это не очень полезно для нашего внутреннего состояния.
Если у вас появятся хорошие, надежные друзья, единомышленники по духу, это будет только на пользу всем. Но всегда нужно быть внимательным и помнить, что самое главное — это чтобы вы были вместе с вашим мужем, чтобы он был первым вашим другом. И если будут какие-то разногласия: кому-то будет близок человек, а кому-то из вас далек — надо находить компромиссы и заботиться, чтобы ваше единство, единомыслие было во главе угла, потому что без этого семья начинает страдать, и бывают большие потери.
Хорошо, когда есть друзья, люди, которые тебя понимают, могут что-то посоветовать, которые за тебя молятся. Но, опять же, во всем должна быть мера. Если все силы мы отдаем на человеческое общение, на человеческие отношения, то для Бога может чего-то не хватить.
Если связь с Богом будет постоянной, если мы стяжаем мир внутри, то вокруг нас будет много людей, которым мы сможем помочь и послужить. И это будут нормальные православные отношения, построенные на Божией благодати, которой мы должны делиться друг с другом.
Помоги вам Господи ходить в ваш монастырь. Конечно, вы не монахи, у вас есть своя личная жизнь, и в этой личной жизни будут люди — кто-то ближе, кто-то дальше. И тут надо смотреть, приносит ли это общение пользу. Если да, то мы его продолжаем, развиваем. А если оно опустошает, становится в тягость и к Богу не приближает, то мы от него отказываемся. Этим принципом и нужно руководствоваться.