В этом году свой крупный юбилей отмечает Владивосток. И это тот редкий случай, когда дата рождения города известна абсолютно точно. Не вызывает сомнений и имя человека, который руководил командой строителей, вбивших первый колышек, с которого начались градостроительные работы.
160 лет назад с военного корабля высадилась группа солдат во главе с прапорщиком Николаем Комаровым. Он с товарищами и заложил первый пост, из которого вскоре вырос сначала порт, а затем город. Инициатором строительства Владивостока и человеком, давшим ему имя, стал знаменитый генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский. О самых известных тайнах и легендах города нам рассказал краевед Сергей Корнилов.
Владивосток всегда при праздновании дня рождения вспоминает прежде всего трёх отцов-основателей города. Первый — уже упомянутый Николай Муравьёв-Амурский. Второй — прапорщик Николай Комаров, который командовал отрядом, высадившимся 2 июля 1860 года на берега бухты Золотой Рог. Третий человек, о котором не так часто упоминают, но это крайне важная фигура. Сейчас во Владивостоке даже идёт речь о том, что ему нужно установить памятник. Это посол России в Китае граф Игнатьев. Благодаря его усилиям в ноябре 1860 года был подписан Пекинский договор, по которому территория нынешнего Приморского края отошла России и Владивосток стал «столицей» этой территории.
Родина актёра Юла Бриннера
Владивосток — это ещё и родина одного из самых ярких актёров Голливуда и Бродвея 50-70-х годов Юла Бриннера. Его помнили здесь всегда. В 60-е годы в СССР с огромным успехом шёл фильм «Великолепная семёрка», где он играл главную роль. Это ремейк фильма Акиры Куросавы «Семь самураев». Сейчас во Владивостоке культ Юла Бриннера: там каждую осень проходит кинофестиваль «Pacific Meridian». «Меридианы Тихого» — это большой крупный фестиваль стран АТР. Официальный приз Юла Бриннера вручает его сын Рок Бриннер, тоже актёр и писатель. Недавно во Владивостоке появился памятник Юлу Бриннеру, который стоит возле особняка его деда и отца.
Смерть офицера Сергея Лазо
Самая яркая история, а точнее, миф времён Гражданской войны — смерть Сергея Лазо с товарищами в топке паровоза. Лазо и его товарищи были арестованы в ночь с 4-го на 5-е апреля 1920 года в результате Японского переворота и потом исчезли. Долгое время не было известно, что с ними произошло. Тем не менее по данным британской разведки они были расстреляны, а их трупы облиты бензином и сожжены на одной из батарей Владивостокской крепости.
Эта на самом деле скучная история не устраивала большевиков, и они для усиления эффекта придумали более красивую легенду. И у неё есть автор — журналист и писатель Николай Костарёв. Через год после того как Лазо и его товарищи исчезли, он написал заметку в газете «Красное знамя», что некий машинист видел, как на станции «Манзовка» троих товарищей вытащили из мешков. А затем началась безумная история: они хотели бежать, потом их оглушили пистолетом, засунули в топку паровоза и сожгли. Костарёв начал развивать эту историю: он описывал её в нескольких книгах, публикациях, она у него постоянно менялась и наполнялась новыми деталями. На самом деле это нереальная история, потому что та территория контролировалась партизанами, а вести Лазо за 400 километров от Владивостока было совершенным безумием, потому что там его могли просто отбить.
Золото Колчака, спрятанное в районе «Миллионка»
Колчака упрекали в том, что он разбазарил золотой запас. На самом деле этого не произошло: британцы и французы требовали передать золотой эшелон им под их контроль, но Колчак отказался это делать и сказал, что он отдаст его лучше большевикам, чем в руки иностранцев. Именно этим он подписал себе смертный приговор: его выдали красным, а золотой эшелон всё-таки отправися в Москву. Золотой запас России вернулся в столицу, но часть его была похищена, и вот какая-то часть оказалась затем во Владивостоке. Подполковник Петров передал его японцам, но несколько ящиков в процессе потерялось. Эти ящики с золотом ищут до сих пор, в том числе и на «Миллионке».
Самая мощная в мире морская крепость
Подземные сооружения крепости до сих пор привлекают диггеров. Крепость действительно уникальная, она была построена в начале XX века и стала последней в истории человечества, построенной по всем самым передовым законам фортификации. Она почти полностью сохранилась, потому что была законсервирована, находилась в ведении Тихоокеанского флота и только в 90-е годы была передана в общественное пользование. Сейчас создан федеральный музей «Владивостокская крепость», и это огромный успех — «Владивостокская крепость» может стать главным туристическим объектом Владивостока.