«Умеют же русские», – нечасто услышишь такой комплимент из уст скандинавов. С 12 ноября он вовсю звучит с большого экрана: новый фильм датчанина Томаса Винтерберга «Drak» только что вышел и уже стал едва ли не самым успешным стартом проката в этом году.
Нахваливают его герои за ужином в гурманском ресторане не пельмени, не оливье и уж тем более не наш автопром – в восторг их приводит сет из русской водки с белужьей икрой. До него друзья дегустируют французское шампанское, после – отменное бургундское. И только Мартин (Мадс Миккельсен) пьёт минералку с лимоном, пресную и скучную, как его жизнь.
«А ведь когда-то ты носил рваные джинсы и отлично танцевал джаз», – под эту ностальгию именинник убеждает его сменить напиток. А заодно рассказывает реальную теорию норвежского психолога: мол, по всем показателям, организму человека для идеального химического баланса не хватает 0,5% алкоголя.
Угадайте, кто из четверых уговорит остальных проверить научную гипотезу на практике? Ну, конечно, самый «правильный» и от правил уставший – тот самый Мартин.
Условия эксперимента строги: не больше пары глотков и только в рабочее время. С ежедневным отчётом, улучшаются ли личные и профессиональные отношения. И профессия у наших героев для проверки самая подходящая – все преподают в школе, только предметы разные: история, пение, футбол и психология.
Эксперимент творит чудеса: старшеклассники начинают обожать уроки истории, мальчишки-ботаны – забивать бомбические голы, а неумелые певцы вмиг дорастают до уровня Евровидения. Это только начало. Самое интересное ещё впереди. Но это вы уже без меня в кинотеатре увидите.
Я же к искреннему пожеланию приятного просмотра добавлю лишь одно: это кино вовсе не про «пить или не пить», как может показаться поначалу. А скорее про «быть или не быть».
Про тот момент в жизни, что обязательно случается с каждым из нас: когда мы, такие взрослые и умные, вдруг понимаем, что ничего не знаем об этом мире. И вроде бы всё в порядке, и доказательства тому налицо: удавшаяся карьера или семья, пухлый счёт в банке или успех-признание. Но вдруг становится неясно, зачем вставать по утрам. Да и не хочется. Чувствуешь себя потерявшимся носком. И не хватает слов, чтоб объяснить это людям, которые нас любят.
Психологи называют это экзистенциальным кризисом, писатели – пропастью во ржи. Падает в неё хоть раз в жизни каждый, и это неизбежно и нормально. Но вот разбиться на дне или оттолкнуться от него – выбор за нами. Потому и танцует Мадс Миккельсен в финале, будто крыльями машет (тут держите челюсть, я до сих пор свою ищу:).
Вы наверняка найдёте в этом крутом, умном и честном кино какие-то другие смыслы – ваши. Ведь прекрасный режиссёр Томас Винтерберг посвятил его своей дочери, погибшей незадолго до съёмок в автокатастрофе. А детям посвящают только лучшее.