Найти тему
Кино | Retinsky

Поиски Гурченко и роль без слов Шакурова в «Любимой женщине механика Гаврилова»

Вот уже девять лет, как от нас ушла Народная артистка Людмила Гурченко, известная множеством фактурных образов: от Леночки Крыловой до разлучницы Раисы Захаровны. Однако самой яркой и удивительной картиной с участием блистательной примы я бы назвал именно «Любимую женщину механика Гаврилова».

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Примечательно и то, что идея для сценария появилась благодаря простой жизненной ситуации: невеста суетилась около заведения ЗАГСа и переживала из-за опоздания любимого. Пётр Тодоровский так вдохновился этой сценой, что она легла в основу фильма. Сценарий для картины был тут же написан Сергеем Бодровым, который даже снялся в небольшом эпизоде. Он исполнит роль матроса на судне, которого встретит Рита, осуществляя поиски своего возлюбленного Гаврилова. Оператором картины выступил Евгений Гуслинский.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Роли будущих супругов в фильме исполнили: неподражаемая Людмила Гурченко и темпераментный Сергей Шакуров. События ленты также стартуют возле ЗАГСа, где Рита Соловьёва, которую играет Людмила Гурченко, ожидает жениха. Рита – разведенная женщина 38 лет, имеет взрослую двенадцатилетнюю дочь Татьяну, просто мечтает снова выйти замуж и обрести своё женское счастье. Осознав, что Гаврилов не явился, женщина отправляется на его поиски.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Картина охватывает день из жизни влюбленной женщины, настроение в ней скачет от полного отчаяния до надежды, и в этом главное достоинство картины: вроде бы обычная история пропущена через призму лирики и драматизма, режиссёр грамотно расставляет акценты и задаёт определённый тон каждому моменту.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Зарождение романтических отношений между главными героями остается за кадром. Хотя это даёт лишний повод разыграться моей фантазии, представляя, как они встретились и познакомились, что сказали друг другу на первом свидании, и как между ними возникла та самая искра и романтические взаимоотношения. При этом, никаких сомнений у меня не вызывает факт того, что главные герои просто созданы друг для друга и являются половинками одного целого.

Конец фильма порадует отыскавшимся Гавриловым, который по случайному стечению обстоятельств оказался в местном отделении милиции. Из-за того, что он вступился за незнакомую женщину, устроив драку на улице, и спас её от двух навязчивых кавалеров. Механик Лев Гаврилов очень красивый и статный мужчина, и к тому же намного больше подходит Рите, чем фиктивный жених в кафе.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Примечательно, что Сергей Шакуров, исполнивший роль Гаврилова, дал согласие на съёмки, даже не ознакомившись со сценарием. Когда же он узнал, что у него нет ни единой реплики, а его герой появляется почти под финал, то был обескуражен, очень возмущён и разгневан. Однако Тодоровский после долгих переговоров всё же сумел убедить актёра согласиться на исполнение механика Гаврилова.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Короткая роль подтолкнула Шакурова вложить в единственное появление всё мастерство и душу, раскрыть Гаврилова без слов, лишь мимикой и жестами. Именно благодаря такой самоотдаче каждого актёра, их страстного желания вжиться в образы и получилась неустаревающая классика.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

В этой ленте Людмила Гурченко, на мой взгляд, выходит за рамки присущих ей ролей: здесь лучше ощущается надрыв, в Рите больше ранимости и проникновенности. Такое попадание в образ не случайно, ведь Сергей Бодров писал сценарий именно с прицелом на актрису.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Впрочем, именно видение героини и стало камнем преткновения во время съёмок. Тодоровский и Гурченко постоянно срывались на конфликт и спорили, потому что совершено по-разному видели поведение и даже стиль одежды героини. А ведь она просто старалась сыграть роль по своему усмотрению, опираясь на свою профессиональную интуицию.

Спор возникал не только в плане линии поведения главной героини и выражения ею своих эмоций, но даже касательно внешнего вида Риты. Одежда, которую подобрали для исполнения роли, абсолютно не нравилась Людмиле Гурченко. Несмотря на все разногласия, роль Риты исполнена очень талантливо и с настоящим блеском. Хотя именно эта картина принесла женщине титул «очень сложной актрисы».

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Однако, несмотря на производственные трудности, в 1981 фильм вышел в прокат и покорил сердца людей. Картина актуальна и для нынешнего зрителя, уставшего от вездесущих спецэффектов и бездумного кино-аттракциона, ведь акцент сделан на обычных людях и понятной для простого человека драме. Особенно ценны антураж и атмосфера фильма, потому что это целая эпоха, срез жизни обычных советских людей: воздушные французские платья и вычурные украшения и причёски, старые автомобили и улочки Одессы восьмидесятых.

Несмотря на то, что картина заканчивается на благоприятной ноте, грустный осадок у меня на душе всё равно остаётся, ведь на кону стояло совместное будущее главных героев. К тому же прекрасно сыгранный драматизм главной героини Риты заставляет меня серьезно задуматься обо всём происходящем и сердечно сопереживать ей. Рита просто не представляет жизнь без настоящего мужчины рядом с собой.

Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёр Пётр Тодоровский, 1981 год

Фильм очень трогательный и чувственный, я с большим удовольствием советую для просмотра его своим друзьям и знакомым, и сам пересмотрю его ещё не один раз. Тем, кто не смотрел, однозначно стоит восполнить пробел. Картину можно пересматривать десяток раз, но даже спустя множество просмотров в ней не почувствуется фальшь. Будут только люди и их непридуманные судьбы.

За глубину раскрытия темы и технически отличное исполнение, соответствующее высшему уровню мирового кинематографа, фильм удостоен премии «Золотой орёл», а Людмила Гурченко получила приз за лучшую женскую роль. Награждение проводилось в Маниле в 1982 году.

🎬 RETINSKY © 2020

Всем огромное спасибо 🙏 за уделённое внимание! Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях 💬 и до новых встреч на канале! 👋

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...