Вдохновившись работой на младенцах, учёные из университета имени Лоранда Этвёша (ELTE) исследовали, направляется ли поведение собак выбором самих животных или проявлением предпочтения со стороны человека. Они обнаружили, что выражение хозяином предпочтения влияет на время, в течение которого собаки смотрят на объект, но не на их поведение при команде «принеси». Хотя исследования не показали, что собаки меняют свои собственные предпочтения к объекту, результаты предполагают, что выраженное хозяевами предпочтение было воспринято собаками и направляло фокус их восприятия.
Исследования поведения животных углубляют наше понимание эволюции человеческого разума и помогают информировать законодателей в сфере содержания животных. Догадываются ли собаки о том, что их люди имеют собственные мысли и эмоции, — одна из горячих тем в исследовании собак. Ответ может иметь интересные последствия, но пока было сложно найти убедительный способ проверить это.
«Попытки обнаружить предполагаемые способности собак к считыванию мыслей никогда не прекращаются, — говорит доктор Адам Миклоши, глава факультета этологии в Будапештском университете имени Лоранда Этвёша, — но ни одно отдельное исследование не было достаточно убедительным само по себе, поэтому с течением лет мы разбили большой вопрос на меньшие, более достижимые цели».
Одной из этих целей было исследовать, как собаки реагируют на выражение людьми своих предпочтений. Новое исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, продолжает предыдущие усилия в этом направлении. «Мы знали, что собаки реагируют на то, что люди показывают свои предпочтения, но в предыдущих исследованиях не учитывались собственные приоритеты собак. Более конкретно, мы не знали, как конфликт предпочтений между собаками и хозяевами влияет на поведение животных, — говорит Энико Кубиный, старший исследователь в ELTE. — 18-месячные дети распознают, что их собственные предпочтения могут отличаться от предпочтений других людей и понимают, как желание может быть выведено из выражения эмоций, а 14-месячные — нет. Мы хотели определить, где на этой шкале находятся собаки».
Сперва учёные проверили выборку собак на их спонтанное предпочтение к собачьей игрушке или браслету. Без исключений игрушка была более желанным объектом. Затем хозяева демонстрировали счастливое выражение лица по отношению к браслету и делали гримасу отвращения по отношению к игрушке. Затем владелец просил собаку принести что-нибудь, не давая дополнительных указаний. Все собаки приносили игрушку, что показывало, что их собственный выбор не был подавлен эмоциональным выражением со стороны хозяина. «Таким образом, собаки либо не способны различить свои собственные и хозяйские предпочтения, либо они не смогли подавить в себе „неправильный“ ответ», — объясняет Флора Зянто, соавтор.
Исследователи решили копнуть глубже. «Очевидно, что реакция на команду „принеси“ не была хорошим вариантом для измерения чувствительности собак к предпочтениям других индивидов по нескольким причинам, — отмечает Кубиный. — Так как их любимый объект был доступен, у собак было мало стимула учитывать выбор хозяев в своих реакциях. Мы предположили, что если бы те же объекты были недоступны, это стимулировало бы своего рода „показательное“ поведение у собак, и они бы направляли больше внимания на выбор своих хозяев, таким образом ослабляя аффорданс, представленный их предпочитаемым объектом». Для проверки этой гипотезы исследователи решили поместить объекты высоко на подоконник в лаборатории, где собаки не могли бы их достать.
Группа собак из пятидесяти одной особи была поделена на две экспериментальные группы: одна с соответствующим/конгруэнтным условием, где владельцы показывали счастливые выражения лиц игрушке и делали гримасу отвращения браслету, и другая с несоответствующим/инконгруэнтным условием, где владельцы выражали счастье браслету и отвращение к игрушке. После показа эмоций игрушка и браслет помещались вне доступа собаки и исследователи измеряли, сколько времени животные смотрели на каждый из объектов. «В этом случае, — говорит Ивайло Йочев, докторант в ELTE и соавтор исследования, — собаки смотрели только на любимую игрушку, когда владелец предварительно реагировал на неё счастливым лицом. Во второй группе они смотрели на игрушку и на браслет одинаковое время».
Демонстрация предпочтений хозяев повлияла на поведение собак. «Пока нет уверенности в том, что это влияние было результатом предполагаемых общих представлений, — предупреждает Кубиный. — Мы не обнаружили убедительных свидетельств того, что собаки, подобно полуторагодовалым младенцам, понимают субъективность желания, то есть что разные люди могут иметь разное отношение к одному и тому же объекту. Если они действительно делают выводы о предпочтениях хозяина, они могут понимать команду „принеси“ как акт предложения объекта человеку, или же подавление ответа, важный аспект когнитивного контроля, не был достаточно силён, чтобы перевесить собственные предпочтения животных. В чём мы уверены, так это в том, что это исследование впервые показало, что собаки чувствительны к выбору своих хозяев, даже несмотря на то, что они предпочитают приносить свою любимую игрушку, когда она доступна».
Перевод Антон Меньшенин. Редакторы Елена Королёва и Марлен Тальберг.