Найти тему

Конкуренция

С сайта goodfon
С сайта goodfon

В принципе, достаточно написать, 

что конкуренция допустима и хороша только в спорте. 

 https://www.help-spb.com/

НО разберём подробнее, чем же плоха конкуренция, 

когда дело касается непосредственно Личности, 

а, следовательно, переживаний из-за ситуаций конкуренции, отрицательных эмоций и стресса. 

 

Побудительная конкуренция – это Сравнение. 

С конкуренцией мы сталкиваемся с самого раннего детства. 

Нам всегда кажется, что самые значимые близкие 

уделяют внимание и любят кого-то больше чем нас. 

Не постоянно, а в какие-то значимые для нас моменты. 

Например, при разделении чего-то важного, 

будь то разноцветные конфеты или время наедине. 

 

Братья, сёстры, и самый главный враг «сын маминой подруги»: с ситуациями конкуренции мы знакомы с сызмальства. 

Какие эмоции мы испытывали, когда нас сравнивали с кем-то? 

Когда ставили перед неприятным фактом, 

что кто-то вёл себя лучше по выдуманным правилам, 

поэтому получает больше. 

Отрицательные эмоции мы испытывали. 

 

И здесь мы можем наблюдать процесс формирования 

механизма психологической защиты, а именно «Переноса». 

Становились ли мы лучше, благодаря сравнению 

с «сыном маминой подруги»? 

Конечно же нет. 

Мы искренне начинали недолюбливать 3-х людей: 

1. «Сына маминой подруги»; 

2. Маму этого прекрасного и лучшего на свете ребёнка; 

3. Того, кто нас посмел сравнить. 

Появились плохие "они" и "я-обиженный", которого надо защитить.

Возможно после сравнения, наше поведение заметно ухудшалось. 

Сравнение – это яд для личных отношений. 

Боже нас всех упаси. 

 

Побудительная конкуренция никогда не будет работать «в плюс» 

с теми, кого мы знаем в качестве друга, родни, одноклассника. 

 

Чтобы конкуренция сработала «в плюс» - должен быть значимый 

субъект, тот, кому я хочу что-либо доказать, главенствовать, победить. 

Это либо глубоко личное, либо конкурент из вне (Mercedes vs BMV). 

Т.е. всегда конкуренция порождается отрицательными чувствами: 

 - несправедливости; 

- унижение чувства собственного достоинства (гордости); 

- азартом борьбы. 

 

Среди выше перечисленных нет ни одного 

гармонизирующего внутреннее состояние человека. 

Только какой-то иллюзорный, мифический Приз 

является гарантом того, что человек себя почувствует хорошо. 

При этом сможет ли человек заполучить этот Приз вообще не факт. 

А хронический стресс – скорее всего. 

 

Мы живём в бесконечной конкуренции, как мужчины и женщины, как специалисты, как обучающиеся чему-либо. 

 

Чему точно нужно учиться, так это как психически сохранить себя. 

Всегда нас будут испытывать на прочность «сыном маминой подруги». 

Всегда будет кто-то моложе, краше, умнее, успешнее, здоровее. 

Если мы будем поддаваться на провокации искусственного создания конкуренции, дабы мы стали лучше, то хронический стресс на пороге. Он уже смотрит своим уставшими глазами прямо вам в лицо и говорит: «ложись и лежи, ты всё равно ничего не добьёшься». 

 

🥺Что делать родителям? 

Стратегия успеха. 

Мы выделяем успехи детей, сравниваем только результаты собственного ребёнка, вчера он нарисовал кляксу, а сегодня прибавил 4 палочки и кружочек, «ура!» это же супермэн. 

И, конечно, собственным примером показывать, как вам нравится жить, учиться, узнавать что-то новое. 

Если же вы отрываетесь от инстаграмма для того, 

чтобы сказать ребёнку, что он должен учиться на пятёрки, потому что «сын лучший подруги» медалист, 

то вряд ли сработает. 

 

🤗Что делать возлюбленным? 

Не сравнивайте, не надо фантазировать о мифических призах в виде должностей, машин, квартир, которые могут быть, как только ваш возлюбленный станет «сыном маминой подруги». 

Разговаривайте о достоинствах друг друга. 

О том, как вам повезло, что вы встретили порядочного, 

умного и любящего человека. 

Если не можете найти достоинства, то никакое сравнение вам не поможет. 

 

🤔Что делать работодателям? 

Внутри коллектива никакой конкуренции из разряда - 

«все равняемся на Васю. Вася лучше всех». 

Только премиальный поощрительный фонд 

на основе ваших работодательных задач. 

А так же мероприятия ориентированные на 

здоровое сплочение коллектива (исключение корпоративы). 

Спортивные мероприятия, семейные эстафеты, 

благотворительность. 

Кто захочет тот заработает. Будет работать больше, внеурочно. 

Его личное право. 

Кто находится в рамках обязанностей трудового договора, 

на здоровье, не делайте человеку мозг. 

Где можно применить стратегии конкуренции? 

Выбрать достойного конкурента из вне. 

Знаменитые примеры: 

Samsung vs Apple;

Mercedes vs BMV. 

 

🧐Что делать учителям? 

Складываем рекомендации для родителей 

и работодателей. 

Максимум позитива. Исключаем сравнении вообще. 

Вспоминаем стандарты ФГОС, особенно касающиеся 

инклюзивного образования и ровно по ним 

в своём классе работаем. 

При этом помним каждую секунду, что в образовательном процессе три субъекта: 

учитель - ученик - родители. 

Все задачи решаются «на троих». 

 

🤯Что делать нам внутри нас? 

Отвечать на вопросы: 

Что нас задевает в успехе другого? 

Какой приз мы хотим в итоге? 

И если приз – это унизить другого за счёт своей победы, то дело не в конкуренции. 

Сделать другого лучше? 

Дело не в конкуренции. 

Собственные амбиции и конкурентная борьба – 

стратегически разные понятия. 

О, Спорт - ты мир! 

Хочется настоящей конкуренции – вперёд! 

Вас ждут олимпиады, марафоны и т.д. 

 

В семье, в личных отношениях – конкуренция ЗЛО. 

 

А как Вы относитесь к конкуренции? 

Возможна ли «здоровая» конкуренция в семье?