В принципе, достаточно написать,
что конкуренция допустима и хороша только в спорте.
НО разберём подробнее, чем же плоха конкуренция,
когда дело касается непосредственно Личности,
а, следовательно, переживаний из-за ситуаций конкуренции, отрицательных эмоций и стресса.
Побудительная конкуренция – это Сравнение.
С конкуренцией мы сталкиваемся с самого раннего детства.
Нам всегда кажется, что самые значимые близкие
уделяют внимание и любят кого-то больше чем нас.
Не постоянно, а в какие-то значимые для нас моменты.
Например, при разделении чего-то важного,
будь то разноцветные конфеты или время наедине.
Братья, сёстры, и самый главный враг «сын маминой подруги»: с ситуациями конкуренции мы знакомы с сызмальства.
Какие эмоции мы испытывали, когда нас сравнивали с кем-то?
Когда ставили перед неприятным фактом,
что кто-то вёл себя лучше по выдуманным правилам,
поэтому получает больше.
Отрицательные эмоции мы испытывали.
И здесь мы можем наблюдать процесс формирования
механизма психологической защиты, а именно «Переноса».
Становились ли мы лучше, благодаря сравнению
с «сыном маминой подруги»?
Конечно же нет.
Мы искренне начинали недолюбливать 3-х людей:
1. «Сына маминой подруги»;
2. Маму этого прекрасного и лучшего на свете ребёнка;
3. Того, кто нас посмел сравнить.
Появились плохие "они" и "я-обиженный", которого надо защитить.
Возможно после сравнения, наше поведение заметно ухудшалось.
Сравнение – это яд для личных отношений.
Боже нас всех упаси.
Побудительная конкуренция никогда не будет работать «в плюс»
с теми, кого мы знаем в качестве друга, родни, одноклассника.
Чтобы конкуренция сработала «в плюс» - должен быть значимый
субъект, тот, кому я хочу что-либо доказать, главенствовать, победить.
Это либо глубоко личное, либо конкурент из вне (Mercedes vs BMV).
Т.е. всегда конкуренция порождается отрицательными чувствами:
- несправедливости;
- унижение чувства собственного достоинства (гордости);
- азартом борьбы.
Среди выше перечисленных нет ни одного
гармонизирующего внутреннее состояние человека.
Только какой-то иллюзорный, мифический Приз
является гарантом того, что человек себя почувствует хорошо.
При этом сможет ли человек заполучить этот Приз вообще не факт.
А хронический стресс – скорее всего.
Мы живём в бесконечной конкуренции, как мужчины и женщины, как специалисты, как обучающиеся чему-либо.
Чему точно нужно учиться, так это как психически сохранить себя.
Всегда нас будут испытывать на прочность «сыном маминой подруги».
Всегда будет кто-то моложе, краше, умнее, успешнее, здоровее.
Если мы будем поддаваться на провокации искусственного создания конкуренции, дабы мы стали лучше, то хронический стресс на пороге. Он уже смотрит своим уставшими глазами прямо вам в лицо и говорит: «ложись и лежи, ты всё равно ничего не добьёшься».
🥺Что делать родителям?
Стратегия успеха.
Мы выделяем успехи детей, сравниваем только результаты собственного ребёнка, вчера он нарисовал кляксу, а сегодня прибавил 4 палочки и кружочек, «ура!» это же супермэн.
И, конечно, собственным примером показывать, как вам нравится жить, учиться, узнавать что-то новое.
Если же вы отрываетесь от инстаграмма для того,
чтобы сказать ребёнку, что он должен учиться на пятёрки, потому что «сын лучший подруги» медалист,
то вряд ли сработает.
🤗Что делать возлюбленным?
Не сравнивайте, не надо фантазировать о мифических призах в виде должностей, машин, квартир, которые могут быть, как только ваш возлюбленный станет «сыном маминой подруги».
Разговаривайте о достоинствах друг друга.
О том, как вам повезло, что вы встретили порядочного,
умного и любящего человека.
Если не можете найти достоинства, то никакое сравнение вам не поможет.
🤔Что делать работодателям?
Внутри коллектива никакой конкуренции из разряда -
«все равняемся на Васю. Вася лучше всех».
Только премиальный поощрительный фонд
на основе ваших работодательных задач.
А так же мероприятия ориентированные на
здоровое сплочение коллектива (исключение корпоративы).
Спортивные мероприятия, семейные эстафеты,
благотворительность.
Кто захочет тот заработает. Будет работать больше, внеурочно.
Его личное право.
Кто находится в рамках обязанностей трудового договора,
на здоровье, не делайте человеку мозг.
Где можно применить стратегии конкуренции?
Выбрать достойного конкурента из вне.
Знаменитые примеры:
Samsung vs Apple;
Mercedes vs BMV.
🧐Что делать учителям?
Складываем рекомендации для родителей
и работодателей.
Максимум позитива. Исключаем сравнении вообще.
Вспоминаем стандарты ФГОС, особенно касающиеся
инклюзивного образования и ровно по ним
в своём классе работаем.
При этом помним каждую секунду, что в образовательном процессе три субъекта:
учитель - ученик - родители.
Все задачи решаются «на троих».
🤯Что делать нам внутри нас?
Отвечать на вопросы:
Что нас задевает в успехе другого?
Какой приз мы хотим в итоге?
И если приз – это унизить другого за счёт своей победы, то дело не в конкуренции.
Сделать другого лучше?
Дело не в конкуренции.
Собственные амбиции и конкурентная борьба –
стратегически разные понятия.
О, Спорт - ты мир!
Хочется настоящей конкуренции – вперёд!
Вас ждут олимпиады, марафоны и т.д.
В семье, в личных отношениях – конкуренция ЗЛО.
А как Вы относитесь к конкуренции?
Возможна ли «здоровая» конкуренция в семье?