Найти тему

"Аэрофлот" - воздушный флот Страны Советов. Часть 1.

Читайте:

Бабушка - подруга "ночных ведьм", отец - КВС.

"Аэрофлот" - воздушный флот Страны Советов. Часть. 2

Здравствуйте, дорогие друзья!

Как я уже писал в первой публикации, все, что в моей жизни связано с авиацией, связано с «Аэрофлотом». Большую часть жизни мой отец пролетал в ней пилотом, а бабушка работала медиком в аэропорту на «Старте».

Эмблема "Аэрофлота" (фото из свободных источников)
Эмблема "Аэрофлота" (фото из свободных источников)

Именно поэтому не могу не предложить вам сделать небольшой экскурс в историю одной из крупнейших авиакомпаний мира за всю историю авиации. Согласитесь, «Аэрофлот» этого заслуживает.

1923 год

- официальной датой рождения гражданской авиации СССР является 9 февраля 1923 года. Принято постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации»;

- прошла Всесоюзная «Неделя воздушного флота», в ходе которой был организован добровольный сбор взносов на постройку самолетов;

- открыта подписка на акции Российского Общества Добровольного воздушного флота – «Добролет», ставшего родоначальником Аэрофлота; утвержден его устав;

Эмблема "Добролета", 1923 г. (фото из свободных источников)
Эмблема "Добролета", 1923 г. (фото из свободных источников)

- открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 километров;

- прошли испытания первого отечественного пассажирского самолета первых советских самолетов АК-1

Первый отечественный пассажирский самолет АК-1 (фото из свободных источников)
Первый отечественный пассажирский самолет АК-1 (фото из свободных источников)

1924 год

- открыты воздушные линии: Харьков – Полтава – Киев, Харьков – Одесса – Харьков.

1925 год

- завершился демонстрационный перелет самолетов АК-1, Р-1, Р-2 и двух пассажирских Юнкерс–XIII по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин. Два самолета Р-1 продолжили перелет до Токио;

Самолет Р-1 (фото из свободных источников)
Самолет Р-1 (фото из свободных источников)
Самолет Р-2 (фотография из свободных источников)
Самолет Р-2 (фотография из свободных источников)

- пилоты Б.Г. Чухновский и О.А.Кальвица завершили первый арктический перелет из Ленинграда на Новую Землю с посадками в Петрозаводске и Архангельске.

1926 год

- пилоты М.Х. Межерауп и Я.Н. Моисеев совершили перелет по маршруту Москва – Анкара, Москва – Тегеран – Москва;

- успешно завершился круговой демонстрационный перелет М.М.Громова на самолете АНТ-3 по маршруту Москва – Берлин – Париж – Рим – Вена – Прага — Варшава – Москва.

Самолет АНТ-3 (фотография из свободных источников)
Самолет АНТ-3 (фотография из свободных источников)

1927 год

- пилот С.А.Шестаков и бортмеханик Д.В.Фуфаев завершили перелет на самолете АНТ-3 по маршруту Москва – Токио – Москва.

1929 год

- принято постановление ЦИК СССР о введении флага для Гражданского воздушного флота СССР;

Флаг ГВФ СССР (из свободных источников)
Флаг ГВФ СССР (из свободных источников)

- экипаж летчика С.А.Шестакова выполнил перелет на самолете АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва - Нью-Йорк.

АНТ-4 "Страна Советов" (фотография из свободных источников)
АНТ-4 "Страна Советов" (фотография из свободных источников)

1930 год

- открылось первое высшее учебное заведение гражданской авиации –Ленинградский институт инженеров ГВФ;

- открыта новая авиалиния Москва – Пенза – Самара – Оренбург ­– Актюбинск ­– Челкар – Казалинск – Кызыл-Орда – Ташкент – Фрунзе – Алма-Ата;

Фотография из общес\доступных источников
Фотография из общес\доступных источников

- создан Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ);

- образовано Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ) с упразднением акционерного общества «Добролет» и Главной инспекции ГВФ.

1931 год

- начал издаваться журнал «Гражданская авиация»;

- в Москве открыты Высшие академические курсы гражданской авиации (АвиаВАК).

- в Москве на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе открыт первый в стране аэровокзал.

1932 год

- ВО ГВФ при Совете Труда и Обороны преобразовано в Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР;

- Гражданскому воздушному флоту СССР присвоено сокращенное наименование «Аэрофлот»;

- для работников ГВФ введены форменная одежда и знаки различия;

- Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный Кодекс СССР.

1933 год

- Правительство страны установило праздник «День Воздушного Флота», который стал ежегодно отмечаться с 18 августа 1933 года;

1934 год

- экипажи ГВФ приняли активное участие в спасении челюскинцев. За их спасение авиаторы А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, В.С.Молоков, Н.П.Каманин, М.Т.Слепнев, М.В.Водопьянов, И.В.Доронин впервые удостоены почетного звания – Герой Советского Союза;

- принято постановление о реорганизации органов управления Гражданского воздушного флота, согласно которому создано 12 территориальных управлений ГВФ.

1935 год

введен Устав ГВФ и учрежден нагрудный знак «Отличник Аэрофлота»;

Нагрудный знак "Отличник "Аэрофлота", 1935 г. (фотография из свободных источников)
Нагрудный знак "Отличник "Аэрофлота", 1935 г. (фотография из свободных источников)

- Постановлением ЦИК и СНК СССР утвержден новый Воздушный кодекс СССР.

1936 год

- пилот Н.П.Шебанов первым в ГВФ налетал безаварийно миллион километров;

- СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).

1937 год

- образовано Управление международных воздушных линий;

- советские летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков на самолете АНТ-25 первыми совершили трансполярный беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс.

-11

АНТ-25 (РД - Рекорд дальности) (фотография из свободных источников)
АНТ-25 (РД - Рекорд дальности) (фотография из свободных источников)

В июле аналогичный перелет выполнили М.М.Громов, А.Б.Юмашев и С.А.Данилин.

-13

1938 год

- советские летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и штурман М.М.Раскова на самолете «Родина» завершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Экипаж установил женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Слева направо: П. Осипенко, В. Гризодубова, М. Раскова (фотография из свободных источников)
Слева направо: П. Осипенко, В. Гризодубова, М. Раскова (фотография из свободных источников)

1939 год

- день начала работы Эльзы Городецкой – первой стюардессы в истории советской авиации. Бортпроводник обслужила пассажиров рейса Москва – Ашхабад, выполненного 21-местным воздушным судном ПС-84;

- в Москве открылась Академия ГВФ; в этом же году создан Московский институт инженеров ГВФ имени К.Э.Циолковского.

1941 год

- в территориальных управлениях гражданской авиации созданы учебные эскадрильи, готовившие летчиков для ВВС Красной Армии;

- Гражданский воздушный флот подчинен в оперативном отношении Народному Комиссариату Обороны. Сформировано шесть авиагрупп ГВФ особого назначения и три авиаотряда для авиационного обеспечения частей Военно-Морского флота СССР;

- началось формирование 81-й авиационной дивизии дальнего действия, среди личного состава которой было много пилотов ГВФ. Уже в августе 1941 года летчики дивизии бомбили Берлин.

- ГКО поручил ГВФ ежедневно доставлять в осажденный врагом Ленинград продовольствие, вооружение, боеприпасы;

- ГКО СССР принял решение о создании трассы Красноярск – Уэллен (Уэлькаль), по которой в годы войны из США в СССР по ленд-лизу перегонялись боевые и транспортные самолеты.

(фотография из свободных источников)
(фотография из свободных источников)

1942 год

- на базе авиагруппы ГВФ особого назначения созданы отдельные авиаполки, которые вошли в состав воздушных армий фронтов.

1944 год

- ГКО принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.

1945 год

9 мая. Победоносно закончилась Великая Отечественная война против фашистской Германии. Акт о безоговорочной капитуляции Германии доставил в Москву аэрофлотовский Ли-2.

Знамя Победы доставлено в Москву, 1945 г. (фотография из свободных источников)
Знамя Победы доставлено в Москву, 1945 г. (фотография из свободных источников)

В ходе войны личный состав гражданской авиации внес достойный вклад в победу над врагом. Шесть фронтовых подразделений Аэрофлота были преобразованы в гвардейские, десять — награждены орденами, двенадцать получили почетные наименования. Свыше двенадцати тысяч авиаторов ГВФ были награждены орденами и медалями. 15 аэрофлотовцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Продолжение следует...

Друзья, если пост вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!

Читайте на канале:

- "Бабушка подруга "ночных ведьм", отец - КВС"

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 1.

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 2.

- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 3.

- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 4.

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 5.

- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 6.

- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 1.

- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 2.

- Из жизни КВС Як-40. Про сортир, гвоздик и пистолет Макарова.

- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 1.

- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 2.

- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 1.

- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 2.

- Из жизни КВС Як-40. Крыса на борту. Часть 1.

- Из жизни КВС Як-40. Логика? Нет, женская.. Часть 1.

- (Видео) Ил-96-300 СЛО в аэропорту Минеральные Воды

- (Видео) Посадка Ил-76 с миротворческим контингентом России.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц