Решил я немного порассуждать про интересную вещь. А заодно вспомнить, сколько в Петербурге вокзалов, и какой был открыт последним.
Но больше расскажу о том, с какого вокзала комфортнее и удобнее уезжать. Понятное дело, что выбора у людей нет, так как с каждого вокзала свое направление. Но все интересно сравнить пять действующих вокзалов города по удобству и расположению.
Поехали!
Как я написал выше, вокзалов в Петербурге пять: Московский, Финляндский, Ладожский, Витебский и Балтийский.
Последним из ныне действующих вокзалов был открыт Ладожский, он же и самый современный. Но самый удобный ли?
Не могу не вспомнить о том, что до 2001 года в Петербурге было также пять вокзалов, но вместе с Варшавским, который в мае 2001 был закрыт на реконструкцию и больше не открылся. Для меня всегда оставалось загадкой, зачем построили Балтийский и Варшавский вокзал рядом. Но наверняка для того, что разгрузить один из вокзалов. Хотя вряд ли в XIX веке думали о разгрузке. Просто вокзалы обслуживали разные направления.
Но вернемся к действующим вокзалам. Я уезжал со всех пяти вокзалов в разные направления и могу оценить их удобство на личном опыте.
Начнем с местоположения самих вокзалов.
Четыре из пяти находятся на первой линии Петербургского метрополитена. На станциях Площадь Ленина, Площадь Восстания, Пушкинская и Балтийская соответственно. Лишь Ладожский вокзал чуть отдален от центра и находится на одноименной станции метро. Но, например, от Площади Восстания до него всего три станции метро с одной пересадкой, от Спасской пять станций без пересадки, с Гостиного двора четыре станции с одно пересадкой. Так что, чтобы уехать из Петербурга на поезде уж точно не стоит уезжать на край города. Хотя в этом плане в Москве так же.
Теперь посмотрим на расположение вокзалов относительно выхода из метро.
До 2017 года на четырех из пяти вокзалах (Кроме Витебского) был предусмотрен выход из метро сразу в здание вокзала, минуя улицу. Но теракт в Петербурге сделал свое дело. Безопасности стали уделять больше внимания, рамки было сложно поставить на некоторых выходах, например, на Московском вокзале, поэтому такие выходы были закрыты в большинстве. Сейчас есть прямой выход из метро на вокзал только на Ладожском, где сама система вокзала позволяет это сделать, так как сам вокзал немного в отдалении, и на Балтийском, где сразу можно пройти на вокзал, минуя улицу. На Московском, Финляндском и Витебском вам придется выйти на улицу и зайти в вокзал через главный вход. А у последнего даже разные здания выхода из метро и вокзала.
Возможность подъехать на машине или такси.
Такая возможность есть на всех вокзалах. Но на Балтийском, Витебском и Финляндском это просто площадь перед вокзалом, где разрешается подъехать и разгрузить вещи. А вот на Московском и Ладожском есть специальные парковки. На первом перед главным входом, там 15 минут бесплатно, затем уже надо заплатить деньги. На втором есть парковка на верхнем уровне с заездом с Заневского проспекта. Оттуда ближе идти до поездов дальнего следования, а бесплатно там только 10 минут. Пожалуй, тут Ладожский снова удобнее.
А как же быстро можно войти в здание вокзала?
Тут можно сказать, что в зависимости от времени пробки возникают на всех вокзалах. Но, например, на Ладожском, если вы идете от метро, всего две рамки и две ленты досмотра. А вот на Московском вокзале их около 10. Работают не всегда все, но есть возможность пропускать большой пассажиропоток. Московский - самый загруженный вокзал города, поэтому там и требуется столько рамок. На остальных вокзалах есть 3-5 рамок, которые в большинстве справляются, но в часы пик там обязательно возникают пробки.
Вот вам для статистики, данные за 2019 год о пассажиропотоке на пяти вокзалах.
Верить вам им или нет, решайте сами, но данные в общем-то похожи на реальные. В первой графе указан пассажиропоток на пригородные электрички и Ласточки, а во второй - на поезда дальнего следования.
Теперь остановимся на количестве путей и платформ.
На самом современном вокзале Северной столицы всего четыре платформы. В большинстве своем используется три, две для дальнего следования и одна для электричек и Ласточек. Направления разделены. Чтобы добраться до пригородных электричек при выходе из метро надо спустится вниз, а вот чтобы дойти до поезда дальнего следования надо сначала подняться наверх, пройти досмотр, а потом уже спустится на нужную платформу по эскалатору или пандусу. Потоки разделены, хоть и времени надо чуть дольше.
На Финляндском вокзале из поездов дальнего следования только Ласточки в Карелию и Аллегро в Хельсинки. Они обычно отправляются с крайних путей, а для пассажиров Аллегро есть отдельный вход/выход. Всего на вокзале пять платформ и десять путей. Также есть подземный тоннель между путями и для выхода в город, но он уже давно не функционирует.
Балтийский вокзал больше по количеству путей, но тут практически нет разделения на пригородные и поезда дальнего следования. Дальше Ленинградской области с Балтийского вокзала можно уехать только в Псков на Ласточке. Но платформ на вокзале семь, так что надо обязательно успеть не запутаться.
Московский вокзал грамотно разделен на зоны для пассажиров разных направлений. Две платформы отданы на электрички и Ласточку, а остальные четыре на поезда дальнего следования. Иногда Ласточка уходит в третьей платформы, например, в Новгород. Раньше на вокзале пути назывались по номеру платформы и стороне (Например, третья левая), но недавно отказались от такой нумерации и теперь на вокзале 11 путей.
Витебский вокзал - самый красивый вокзал Петербурга. У него всего пять платформ и только две из них используются для прибытия поездов дальнего следования. В основном из Прибалтики и Белоруссии.
Тут можно сказать, что лидирует Московский вокзал с его разделением потоков и нумерации платформ.
А что же по времени открытия. Мы знаем самый молодой вокзал города, а какой самый старый?
Многим известно, что Витебский вокзал - это старейший вокзала в Петербурге и России. Он был открыт в конце 1837 года. Через десять лет Московский (В ту пору Николаевский вокзал) открыт свои двери. По интересному стечению обстоятельств еще через десять лет, в 1857 году открыли Балтийский вокзал. А еще через 13 лет построили первое здание Финляндского вокзала. Ну а Ладожский вокзал был открыт в недалеком для нас 2003 году.
По этим фактам вы сможете сами сделать выводы об удобстве вокзалов, но мне кажется, что Московский является одним из самых удобных вокзалов Петербурга. А вот на Ладожском иногда тесновато, хоть и достаточно большой зал ожидания.
В конце расскажу вам о том, куда же вы сможете съездить с каждого из вокзалов уже более подробно.
- Московский вокзал
На электричке или Ласточке сможете уехать в Волховстрой, Тосно, Малую Вишеру, Новгород, Бологое. На поезде в Москву, Нижний Новгород, Адлер, Самару, Казань и еще множество городов.
- Витебский вокзал
На электричке или Ласточке можно уехать в Оредеж, Вырицу или Поселок. Но сюда в основном приезжают поезда дальнего следования из Таллина, Минска, Бреста, Вильнюса и остальной Прибалтики.
- Финляндский вокзал
На электричке или Ласточке отсюда можно уехать в Зеленогорск, Солнечное, Комарово, Выборг, Приморск, Сосново, Кузнечное, Приозерск, Рускеалу, Сортавалу. Поезд же ходит один - до Хельсинки (Аллегро)
- Балтийский вокзал
По сравнению с Витебским вокзалом это наоборот больше вокзал для электричек и Ласточек. Отсюда можно уехать в Лугу, Псков, Петергоф, Ломоносов, Сосновый бор, Гатчину. Поезда же дальнего следования приходят сюда очень редко.
- Ладожский вокзал
Ладожский вокзал разгрузил часть Московского, поэтому некоторые направления у них похожи, например, Волховстрой и Москва. Также на Ласточке или электричке можно доехать до Петрозаводска и Свири. Поезда ходят до Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени, Вологды, Череповца и других северных направлений.
Расскажите, каким вокзалом чаще всего пользуетесь вы? Или на каком бывали, если из другого города?
Обязательно как-нибудь подробнее расскажу про все вокзалы Петербурга, а пока можете прочитать мой текст про самые интересные вокзалы России и куда точно стоит съездить в Ленинградской области и самом Петербурге.
ТОП-6 интересных вокзалов России
ТОП-5 направлений Ленинградской области, куда стоит съездить на электричке