Найти тему
Вокруг Да около

Какой вокзал Петербурга лучше?Откуда удобнее уезжать и куда можно поехать из Петербурга

Витебский вокзал. Фото автора
Витебский вокзал. Фото автора

Решил я немного порассуждать про интересную вещь. А заодно вспомнить, сколько в Петербурге вокзалов, и какой был открыт последним.

Но больше расскажу о том, с какого вокзала комфортнее и удобнее уезжать. Понятное дело, что выбора у людей нет, так как с каждого вокзала свое направление. Но все интересно сравнить пять действующих вокзалов города по удобству и расположению.

Поехали!

Как я написал выше, вокзалов в Петербурге пять: Московский, Финляндский, Ладожский, Витебский и Балтийский.

Последним из ныне действующих вокзалов был открыт Ладожский, он же и самый современный. Но самый удобный ли?

Не могу не вспомнить о том, что до 2001 года в Петербурге было также пять вокзалов, но вместе с Варшавским, который в мае 2001 был закрыт на реконструкцию и больше не открылся. Для меня всегда оставалось загадкой, зачем построили Балтийский и Варшавский вокзал рядом. Но наверняка для того, что разгрузить один из вокзалов. Хотя вряд ли в XIX веке думали о разгрузке. Просто вокзалы обслуживали разные направления.

Ладожский вокзал. Фото ru.wikipedia.org
Ладожский вокзал. Фото ru.wikipedia.org

Но вернемся к действующим вокзалам. Я уезжал со всех пяти вокзалов в разные направления и могу оценить их удобство на личном опыте.

Начнем с местоположения самих вокзалов.

Четыре из пяти находятся на первой линии Петербургского метрополитена. На станциях Площадь Ленина, Площадь Восстания, Пушкинская и Балтийская соответственно. Лишь Ладожский вокзал чуть отдален от центра и находится на одноименной станции метро. Но, например, от Площади Восстания до него всего три станции метро с одной пересадкой, от Спасской пять станций без пересадки, с Гостиного двора четыре станции с одно пересадкой. Так что, чтобы уехать из Петербурга на поезде уж точно не стоит уезжать на край города. Хотя в этом плане в Москве так же.

Приозерское направление. Фото автора.
Приозерское направление. Фото автора.

Теперь посмотрим на расположение вокзалов относительно выхода из метро.

До 2017 года на четырех из пяти вокзалах (Кроме Витебского) был предусмотрен выход из метро сразу в здание вокзала, минуя улицу. Но теракт в Петербурге сделал свое дело. Безопасности стали уделять больше внимания, рамки было сложно поставить на некоторых выходах, например, на Московском вокзале, поэтому такие выходы были закрыты в большинстве. Сейчас есть прямой выход из метро на вокзал только на Ладожском, где сама система вокзала позволяет это сделать, так как сам вокзал немного в отдалении, и на Балтийском, где сразу можно пройти на вокзал, минуя улицу. На Московском, Финляндском и Витебском вам придется выйти на улицу и зайти в вокзал через главный вход. А у последнего даже разные здания выхода из метро и вокзала.

Финляндский вокзал и фонтаны. Фото автора.
Финляндский вокзал и фонтаны. Фото автора.

Возможность подъехать на машине или такси.

Такая возможность есть на всех вокзалах. Но на Балтийском, Витебском и Финляндском это просто площадь перед вокзалом, где разрешается подъехать и разгрузить вещи. А вот на Московском и Ладожском есть специальные парковки. На первом перед главным входом, там 15 минут бесплатно, затем уже надо заплатить деньги. На втором есть парковка на верхнем уровне с заездом с Заневского проспекта. Оттуда ближе идти до поездов дальнего следования, а бесплатно там только 10 минут. Пожалуй, тут Ладожский снова удобнее.

Здание Витебского вокзала. Фото ru.wikipedia.org
Здание Витебского вокзала. Фото ru.wikipedia.org

А как же быстро можно войти в здание вокзала?

Тут можно сказать, что в зависимости от времени пробки возникают на всех вокзалах. Но, например, на Ладожском, если вы идете от метро, всего две рамки и две ленты досмотра. А вот на Московском вокзале их около 10. Работают не всегда все, но есть возможность пропускать большой пассажиропоток. Московский - самый загруженный вокзал города, поэтому там и требуется столько рамок. На остальных вокзалах есть 3-5 рамок, которые в большинстве справляются, но в часы пик там обязательно возникают пробки.

Вот вам для статистики, данные за 2019 год о пассажиропотоке на пяти вокзалах.

Данные взяты с сайта zd-media.ru
Данные взяты с сайта zd-media.ru

Верить вам им или нет, решайте сами, но данные в общем-то похожи на реальные. В первой графе указан пассажиропоток на пригородные электрички и Ласточки, а во второй - на поезда дальнего следования.

Теперь остановимся на количестве путей и платформ.

На самом современном вокзале Северной столицы всего четыре платформы. В большинстве своем используется три, две для дальнего следования и одна для электричек и Ласточек. Направления разделены. Чтобы добраться до пригородных электричек при выходе из метро надо спустится вниз, а вот чтобы дойти до поезда дальнего следования надо сначала подняться наверх, пройти досмотр, а потом уже спустится на нужную платформу по эскалатору или пандусу. Потоки разделены, хоть и времени надо чуть дольше.

На Финляндском вокзале из поездов дальнего следования только Ласточки в Карелию и Аллегро в Хельсинки. Они обычно отправляются с крайних путей, а для пассажиров Аллегро есть отдельный вход/выход. Всего на вокзале пять платформ и десять путей. Также есть подземный тоннель между путями и для выхода в город, но он уже давно не функционирует.

Балтийский вокзал больше по количеству путей, но тут практически нет разделения на пригородные и поезда дальнего следования. Дальше Ленинградской области с Балтийского вокзала можно уехать только в Псков на Ласточке. Но платформ на вокзале семь, так что надо обязательно успеть не запутаться.

Московский вокзал грамотно разделен на зоны для пассажиров разных направлений. Две платформы отданы на электрички и Ласточку, а остальные четыре на поезда дальнего следования. Иногда Ласточка уходит в третьей платформы, например, в Новгород. Раньше на вокзале пути назывались по номеру платформы и стороне (Например, третья левая), но недавно отказались от такой нумерации и теперь на вокзале 11 путей.

Витебский вокзал - самый красивый вокзал Петербурга. У него всего пять платформ и только две из них используются для прибытия поездов дальнего следования. В основном из Прибалтики и Белоруссии.

Тут можно сказать, что лидирует Московский вокзал с его разделением потоков и нумерации платформ.

Своды Витебского вокзала. Фото автора.
Своды Витебского вокзала. Фото автора.

А что же по времени открытия. Мы знаем самый молодой вокзал города, а какой самый старый?

Многим известно, что Витебский вокзал - это старейший вокзала в Петербурге и России. Он был открыт в конце 1837 года. Через десять лет Московский (В ту пору Николаевский вокзал) открыт свои двери. По интересному стечению обстоятельств еще через десять лет, в 1857 году открыли Балтийский вокзал. А еще через 13 лет построили первое здание Финляндского вокзала. Ну а Ладожский вокзал был открыт в недалеком для нас 2003 году.

По этим фактам вы сможете сами сделать выводы об удобстве вокзалов, но мне кажется, что Московский является одним из самых удобных вокзалов Петербурга. А вот на Ладожском иногда тесновато, хоть и достаточно большой зал ожидания.

Ладожский вокзал. Фото ru.wikipedia.org
Ладожский вокзал. Фото ru.wikipedia.org

В конце расскажу вам о том, куда же вы сможете съездить с каждого из вокзалов уже более подробно.

  • Московский вокзал

На электричке или Ласточке сможете уехать в Волховстрой, Тосно, Малую Вишеру, Новгород, Бологое. На поезде в Москву, Нижний Новгород, Адлер, Самару, Казань и еще множество городов.

  • Витебский вокзал

На электричке или Ласточке можно уехать в Оредеж, Вырицу или Поселок. Но сюда в основном приезжают поезда дальнего следования из Таллина, Минска, Бреста, Вильнюса и остальной Прибалтики.

  • Финляндский вокзал

На электричке или Ласточке отсюда можно уехать в Зеленогорск, Солнечное, Комарово, Выборг, Приморск, Сосново, Кузнечное, Приозерск, Рускеалу, Сортавалу. Поезд же ходит один - до Хельсинки (Аллегро)

  • Балтийский вокзал

По сравнению с Витебским вокзалом это наоборот больше вокзал для электричек и Ласточек. Отсюда можно уехать в Лугу, Псков, Петергоф, Ломоносов, Сосновый бор, Гатчину. Поезда же дальнего следования приходят сюда очень редко.

  • Ладожский вокзал

Ладожский вокзал разгрузил часть Московского, поэтому некоторые направления у них похожи, например, Волховстрой и Москва. Также на Ласточке или электричке можно доехать до Петрозаводска и Свири. Поезда ходят до Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени, Вологды, Череповца и других северных направлений.

Московский вокзал. Фото ru.wikipedia.org
Московский вокзал. Фото ru.wikipedia.org

Расскажите, каким вокзалом чаще всего пользуетесь вы? Или на каком бывали, если из другого города?

Обязательно как-нибудь подробнее расскажу про все вокзалы Петербурга, а пока можете прочитать мой текст про самые интересные вокзалы России и куда точно стоит съездить в Ленинградской области и самом Петербурге.

ТОП-6 интересных вокзалов России

ТОП-5 направлений Ленинградской области, куда стоит съездить на электричке