Российская актриса кино и телевидения, бывшая участница «Comedy Woman» Елена Борщёва в своей новой книге «Как поймать юмор за хвост» расскажет, как развить в себе таланты комика.
Юмор. С чего начать?
Существует два уровня: остроумие восприятия, когда вы смотрите какое-нибудь юмористическое шоу или читаете Ильфа и Петрова и вам нравятся их шутки, вы понимаете эти шутки и смеетесь над ними. Второй уровень — остроумие созидания. Это когда вы придумываете что-то сами. Это может быть юморной ответ кому-то, смешной комментарий, словом, остроумие созидания — это когда вы сами генерируете шутки. Даже когда вы не сами придумали какую-то смешную фразу, но в нужный момент удачно ее использовали, — это тоже остроумие созидания.
Перед тем как я вам расскажу о приемах в юморе и о том, как создать шутку, поговорим о самых главных правилах юмора. Часто можно услышать «я этот юмор не понимаю». Такое непонимание может возникать не из-за того, что человек обделен чувством юмора, а потому, что его кругозор недостаточно развит.
Для того чтобы понимать юмор и изобретать свои шутки, важно быть всесторонне развитым и знать не только все из области своих интересов, но и другие аспекты. Например, если вы заядлый театрал и интересуетесь актерами и музыкой, о событиях в политике, спорте и открытиях в медицине нужно тоже знать хотя бы поверхностно.
ОДНО ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ ЮМОРИСТОВ — ЗНАНИЯ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ.
В том же КВН материалами для шуток являются самые злободневные темы. Шутка становится смешней, если она сделана на основе актуальной темы. Какие-то шутки, конечно, являются вечными, например, о семье, взаимодействиях с людьми, о погоде, но большинство шуток связаны с недавними резонансными событиями из сводок новостей, на злобу дня.
Еще одно важное правило — развивайте свое воображение. Вообще нужно настроиться на юмористическую волну. У меня это уже профессиональная деформация, так сказать. Даже когда я просто еду по городу, я выискиваю то, что может стать материалом для шутки: смешное поведение и разговоры людей, рекламные плакаты, надписи. Однажды я проводила мастер-класс в фитнес-клубе. Он проходил в зале для групповых программ. Я обратила внимание на объявление, которое висело на двери в зал. Оно гласило «В связи с проведением мастер-класса Елены Борщевой тренировка Железные ягодицы отменяется». Невозможно было не запомнить этот смешной случай. Елена Борщева перешла дорогу «Железным ягодицам». Но самое смешное, одна из девушек, которая приняла участие в моем мастер-классе, на самом деле пришла на ту самую тренировку. Я ей предложила: «Давайте, чтобы все успеть, во время прослушивания мастер-класса вы будете сжимать и разжимать ягодицы». Не знаю, воспользовалась ли она моим советом, но мы вместе посмеялись над этой шуткой.
Бывают шутки и жесткие, несловесные. Так ребята из моей команды пошутили надо мной. Мы ехали в поезде на очередную игру КВН, и они собрали тонкие шерстяные одеяла, которые выдают в поезде, со всей команды. Пока я спала, накрыли меня ими. Одеял было штук 20. Я проснулась от того, что не могу встать, жарко, ничего не понимаю. Открываю глаза и вижу на себе кучу одеял и ребят, которые стоят и смеются. Один мой знакомый разыграл своего друга, тоже достаточно жестко. Заложил выход из квартиры реальными кирпичами. Это было впечатляюще.
Безусловно, юмор помогает на работе. Много раз я придумывала номера или что-то новое для того, чтобы зритель увидел новое, интересное. Да, это требует настроя и уверенности в себе, но мы же знаем, как это пробудить.
«Креативный человек креативен во всем. Я не удивлен, что Лена придумала вести мастер-класс по развитию чувства юмора. Когда мы работали вместе в шоу “Comedy Woman”, она всегда привносила какие-то идеи. Авторы проекта придумали смешной номер благодаря тому, что Лена научилась танцевать танец живота. А как она говорит по-испански! Этот навык пригодился, когда мы делали номер “Любовницы Фиделя Кастро”. Если бы не ее муж, я был бы уверен, что оно все так и было. Никогда не знал, чего можно ожидать от нее в следующий момент. Это очень позитивный человек, которого отлично дополняет ее супруг Валера. И уж точно юмор передается по наследству, потому что дочь Марта отлично продолжает традиции мамы и играет в детский КВН».
Дмитрий Хрусталев
Ищите смешное везде. Ведь действительно весь наш мир, все, что нас окружает, имеет огромное количество потенциальных материалов для шуток.
Например, когда я гуляла по Красной площади, то меня заметила съемочная группа передачи «До 16 и старше». Думаю, что их привлек внешний вид — красное пальто и вязаная черная шапка в виде папахи с привязанными к ней косичками из ниток. Был сочельник, и вопрос заключался в том, гадала ли я на суженого. Я рассказала, что действительно гадала перед зеркалом в коридоре. Все, как в классике жанра. Темно, свеча, зеркало и я. Очень долго всматривалась в отражение, чтобы увидеть суженого. В какой-то момент мне действительно стало казаться лицо или очертания. И только потом я поняла, что это бежевая куртка с мехом вместо волос.
Эта история — интересный факт обо мне, ведь на ТВ я впервые появилась не в программе КВН, как многие думают, а в программе «До 16 и старше».
Постоянно тренируйте ум и реакцию. В этой книге я дам рекомендации по таким тренировкам, которые может использовать любой человек. Они очень просты и в то же время отлично развивают чувство юмора и умение придумывать шутки.
В теории звучит очень весело и вроде понятно, но как раскрепоститься, чтобы шутить? Необходимо уметь быть собой. Юлий Гусман в разговоре со мной сказал, что нужно уметь быть Золушкой.
«Многие кавээнщики, засветившиеся на телевидении, сейчас работают на разных телеканалах. Но, быть успешным и иметь будущее — это не просто быть талантливым, веселым и ярким. Должно везти, и нужна смелость. Ведь сказка о Золушке включает в себя не только то, что появилась фея. Нужно было уметь танцевать, не умереть от страха, когда тебя несут кони-крысы, понимать, что такое этикет. Пусть это сказка, но Золушкой надо уметь быть.
Чем мне всегда нравилась Лена Борщева, она умеет быть Золушкой.
А вторая сказка о ней — “Гадкий утенок”. В командах, опереттах, спектаклях характеры героев закреплены. И, как правило, в каждой профессиональной или полупрофессиональной команде всегда есть герой — капитан и мальчик для битья. Но стать девочкой, которая берет на себя смелость играть роль не героини, не очаровашки, а отвязного подростка, гадкого утенка, рискнула только она.
И уделала это замечательно. Только умный человек понимал, что это образ, но образ замечательно придуманный, потому что ей все сочувствовали, любили и запоминали.
Никто бы не запомнил соблазнительницу, потому что их много. А у Лены получалось быть центром событий и брать на себя самые страшные и невкусные, несладкие удары судьбы в этом образе. Поэтому ее запомнили. Она стала актрисой, педагогом и лебедем, превратившимся из утенка. И я очень рад, что этот человек ведет мастер-класс по юмору.
Это очень близкая мне история, я много выступал и читал лекции на тему юмора. Существует множество теорий и полутеорий о том, что такое юмор. От Фрейда до остальных можно найти об этом можно огромное количество цитат и составить книгу-цитатник. Но она не убедит.
Есть, на мой взгляд, как в математике, необходимое и достаточное. Вот достаточное — это талант, если в человеке есть божья искра. В Лене эта искра есть. Ее призвание — юмор.
Почему я всегда поддерживаю КВН и до сих пор с удовольствием сужу, прихожу, дружу, работаю? Потому что мне кажется, что КВНу нужно обучать в школе. Как и было раньше.
Секрет успеха КВН — это самовыражение. Что нужно людям, приезжающим на финалы игр выпускников? Они всего добились. Кто-то работает генеральным директором телеканала в Армении, кто-то в администрации президента. Но они играют, потому что здесь могут быть кем-то другим. Самовыражаться.
У меня был один забавный случай. Канал СТС пригласил выступить на лицензионном проекте «Факультет юмора». Это снималось в большом помещении, стояли камеры. И каждый день к участникам приходили гости, относящиеся к юмору.
Когда я пришел, то увидел, что передо мной сидят 12, максимум 15 человек, в основном молодые люди, свободные, легкие, не напряженные. А все они не с улицы, у каждого был опыт. Кто тексты писал юмористические, кто в самодеятельности участвовал. И мы с ними беседовали. И в какой-то момент разговора я спрашиваю, кто им больше нравится — Ярослав Гашек или Карел Чапек.
Я удивился, что никто не знает этих писателей. Они практически ничего не читают. Весь остаток разговора я посвятил тому, что попытался донести мысль, что если ты хочешь быть человеком интеллигентной профессии, ты должен изучить досконально весь материал.
Поэтому читайте книги, пьесы, изучайте поэзию. И если Лене удастся увлечь вас в мир юмора, то работа ее не напрасна».
Юлий Соломонович Гусман, режиссер театра и кино, общественный деятель