Найти тему
Олег Алекберов

Дом Лидваля

Как купить тур он-лайн дешевле

В Санкт-Петербурге, между Каменноостровским проспектом и улицей Малой Посадской, напротив выхода станции метро Горьковская находится дом Лидваля.

Земля под постройку этого здания была приобретена Идой Лидваль, которая оставшись вдовой с восемью детьми, послушала совета своего третьего сына Федора и вложила деньги в относительно недорогой земельный участок. Ида Лидваль не прогадала. После начала возведения Троицкого моста в 1897 г., цена на участки и дома в том районе сильно возросла. Поскольку место стали считать перспективным, Ида Лидваль решила построить здесь большой доходный дом. С просьбой разработать его проект она обратилась к своему сыну Федору Ивановичу Лидвалю выпускнику архитектурного отделения Санкт-Петербургской академии художеств. В 1898 году молодой архитектор Федор Лидваль приступил к осуществлению своего первого крупного архитектурного проекта.

В разработке концепции будущего здания Федор Лидваль использовал стилистику очень модного в то время северного модерна. В плане дом Лидваля представляет собой неправильный многоугольник, обращенный к Каменноостровскому проспекту с большим открытым двором. В главной части архитектурного ансамбля – три корпуса разной высоты, которые визуально связывают центральный пятиэтажный корпус с проспектом. Асимметричные боковые корпуса – четырехэтажный справа и трехэтажный слева — образуют уютный внутренний двор с палисадниками и клумбами. Разноэтажность корпусов связана с особенностями внутренней планировки квартир, все помещения которых функциональны, просторны и удобны.

Отделка здания – достаточно строгая. Первый этаж полностью декорирован колотым бутовым камнем. Композиция фасада строго симметрична. Однако в отделке присутствуют ненавязчивые легкие элементы декора, придающие доходному дому Лидваля поэтический облик: рельефы животных, растений, птиц, кованные и литые металлические элементы, цветная штукатурка, небольшая криволинейность в завершениях окон и карнизов. По некоторым данным в окна дома первоначально были вставлены стекла с фасетом, что создавало замечательный эффект – под лучами стекла переливались всеми цветами радуги. Арки и порталы подъездов украшены резными рельефами из тальк-хлорита с изображениями лесных животных, растений и диких птиц. Один из сюжетов связан с филином, который является неизменным атрибутом зданий, построенных в стиле северного модерна. Порталы украшают рельефы с переплетенными корнями деревьев в которых затаились ящерки, волком, наблюдающим из засады за зайцами, лесными папоротниками, грибами, насекомыми. Эти мотивы перекликаются с орнаментами балконных решеток на которых есть пауки в паутине, цветы, листья.

Строительство дома Лидваля было завершено в 1904 году. Семейству Лидвалей было отведено северное крыло здания. Здесь до своей смерти в 1915 году жила Ида Амалия Лидваль. На первом этаже долгое время находилось проектное бюро Федора Ивановича Лидваля.

После революции летом 1918 года Федор Иванович Лидваль навсегда уехал из России в Швецию к своей семье, которая эмигрировала ранее. В годы революционного террора его жизнь была вне опасности только благодаря тому, что он, будучи коренным петербуржцем, имел шведское гражданство, которое было и у всех его домашних. Воссоединившись с родными, он жил в Стокгольме. Принимал участие в проектировании 60 зданий. Однако далеко не все творения зодчего выдерживают хоть какое-то сравнение с его первым детищем – домом на Каменноостровском проспекте. Умер архитектор в 1945 году.

Жильцами доходного дома Лидваля в разное время были известный русский живописец К.С. Петров-Водкин, генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин, народный артист СССР Ю. Юрьев.