Ваш характер составляет тот особый набор наклонностей и моделей поведения, который делает вас той личностью, какую вы из себя представляете. В этом смысле личность каждого человека уникальна. Однако некоторые люди имеют довольно много общих черт, что даёт психологам возможность выделить определённые типы личности: экстраверты и интроверты, импульсивные и пассивные, навязчиво-маниакальные и др.
Если на основании общности некоторых важных психологических особенностей людей можно выделить указанные выше типы личности, то можно говорить и о личности христианина, потому что христиане так же отличаются общностью важных черт характера.
Конечно, нельзя сказать, что все христиане будут или должны быть одинаковыми во всех аспектах личностной характеристики. Как есть христиане высокие и низкие, крупные и мелкие, точно так же христианами могут быть экстраверты и интроверты, импульсивные и пассивные. И всё же, если посмотреть на верных христиан, можно заметить, что у всех них есть нечто общее, в чём они существенно отличаются от мира. Эти общие черты можно назвать “христианским характером”. В чём состоит этот характер и как его развить в себе?
На эти вопросы отвечает Кол. 3:1-17, где описывается процесс, состоящий из трёх шагов.
ШАГ ПЕРВЫЙ: ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ГЛАВНАЯ МОТИВАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНИ — НАШИ НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ХРИСТОМ (Кол. 3:1-4)
Над колоссянами нависла угроза влияния учителей-еретиков. Павел говорит: “Смотрите, братья, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому...” (Кол. 2:8). Эти учителя, видимо, учили смеси языческой философии (Кол. 2:8) и иудаизма (Кол. 2:16, 17). Однако в отношении проблемы греха самое лучшее, что они могли предложить, были мирские постановления. Павел предупреждает колоссян, чтобы они не принимали постановлений лжеучителей: “Не прикасайся”, “Не вкушай”, “Не дотрагивайся”, — всего, что навязывалось им “по заповедям и учению человеческому” (Кол. 2:20-22). Очевидно, это были правила, ранее, до того как они стали христианами, служившие им для ограничения мирских похотей.
Павел говорит, что эти постановления неэффективны. Они имеют “только видимость мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (Кол. 2:20-23). Правила и преграды, устанавливаемые законниками, никогда не удержат нас от согрешения. А что удержит? Что может служить эффективным барьером на пути греха?
Павел отвечает на этот вопрос в Кол. 3:14: от согрешения нас удержит знание того, что мы связаны с Христом. Павел говорит, что (1) мы воскресли с Христом и потому должны стремиться к тому, что в небесах (ст. 1); (2) так как мы умерли и наша жизнь скрыта с Христом в Боге, то мы должны помышлять о небесном (ст. 2, 3); (3) наша награда будет состоять в том, что когда явится Христос, то и мы явимся с Ним в славе (ст. 4). Поэтому мы должны умертвить всё земное в своей жизни (ст. 5).
Побудительный мотив, к которому взывает Павел, ясен: мы связаны с Христом и потому ищем горнего. Мы помышляем о горнем. Мы умертвляем в себе всё мирское.
Как наша связь с Христом побуждает нас изменить свою жизнь? На ум приходят несколько моментов. (1) Когда мы становимся христианами, Христос приобретает для нас огромную важность; полюбив Его, мы уже гораздо меньше любим мирское. (2) Христос укрепляет нас, чтобы мы могли справиться с искушениями. (3) Знание того, что Христос простил нас, вызывает в нас желание оставаться спасёнными и побуждает сопротивляться греху. (4) Поскольку мы христиане, то мы знаем, что нам не подобает жить так, как мы жили в мире. (5) Поскольку наш Господь всевластен, то мы хотим слушать Его Слово и повиноваться Ему; следуя Его учениям, мы побеждаем грех и развиваем в себе христианский характер.
Если нам не удалось развить в себе христианский характер, то, возможно, причиной тому — что мы не предприняли этот первый шаг. Мы руководствовались неправильными мотивами. Мы руководствовались исключительно желанием избежать ада и смотрели на учения Нового Завета как на множество правил и постановлений, которые нужно исполнять, чтобы не попасть в ад. Такой подход к христианству “имеет только видимость мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела” (Кол. 2:20-23). Но в конечном счёте, как сказал Павел, “они не обладают никакой силой в борьбе против нашей греховной природы” (Кол. 2:23; Современный Перевод). Может быть, мы слишком долго полагались на мирские правила и слишком мало — на нашу связь с Христом как на побудительный мотив жить христианской жизнью.
ШАГ ВТОРОЙ: УМЕРТВИТЕ МИРСКИЕ КАЧЕСТВА (Кол. 3:5-11)
Обратите внимание: Павел говорит, что мы должны “умертвить” мирские качества (ст. 5), “отложить” их (ст. 8), и что мы “сбросили с себя свою прежнюю суть” (ст. 9; Современный Перевод). Мы должны “умертвить”, “отложить” и “сбросить с себя” всё греховное. Не думайте, что вы сможете сосуществовать с мирскими качествами! Избавьтесь от них! Убейте их, выбросьте в мусор, прогоните из свой жизни, вытравите из себя!
Что мы должны умертвить?
Уничтожьте грехи похоти
“Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть...” (Кол. 3:5). “Блуд” также переводится “разврат” (Слово Жизни). “Нечистота” также переводится “все мерзости” (Слово Жизни) и “непотребство” (Современный Перевод). “Страсть” в других версиях переводится “злые желания” (Слово Жизни) и “вожделение” (Современный Перевод). “Злая похоть” также переводится “злое желание” (Восстановительный Перевод; Слово Жизни) и “низкие стремления” (Современный Перевод).
О чем вы думаете, когда слышите такие слова, как “блуд”, “нечистота”, “страсть” и “злая похоть”? Я не могу не думать о нашем современном веке. Обходится ли хоть одна телевизионная передача, особенно “мыльная опера”, без большой порции “блуда”, “нечистоты”, “страсти” и “злой похоти”? И тем не менее, хотя эти качества характеризуют мир, они не должны характеризовать христиан!
Наверное, нужно также отметить, что этот отрывок запрещает не только само блудодеяние, но и грех похоти. Христианин не должен быть похотливым! Кроме того, он (или она) должен избегать ситуаций, которые могут возбудить в нём вожделение, и избегать делать то, что может стимулировать к вожделению других. Здесь мы имеем мощный побудительный мотив сторониться порнографии, избегать таких мероприятий, как провоцирующие вожделение танцы, скромно одеваться.
Зачем избегать аморальных поступков и похотливых мыслей? Затем, что “за [них] гнев Божий грядёт” (Кол. 3:6). Мы можем безнаказанно грешить подобным образом какое-то время, но когда Христос вернётся, Бог за всё рассчитается. Посеявшие мирскую суету пожнут гнев!
Отбросьте грех жадности
Павел говорит: “Умертвите... любостяжание, которое есть идолослужение” (Кол. 3:5). В Восстановительном Переводе и Современном Переводе это слово переведено как “жадность”. И снова это предупреждение особенно нужно нашему миру. Часто стимулом для современной торговли становится жадность, желание чужого.
Интересно, что жадность Павел называет идолослужением. В современном мире почти не встретишь открытого идолослужения; обычно люди не поклоняются деревянным или каменным идолам. Но идолопоклонство, о котором говорит Павел, весьма и весьма распространено: люди ставят приобретение материальных вещей выше Бога, так что сами эти материальные вещи становятся их богом. Это алчность... это идолопоклонство... это грех... и за всё это на нас грядёт Божий гнев!
Избавьтесь от грехов гнева
Павел говорит: “А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу…” (Кол. 3:8). Гневаться не всегда грешно (Еф. 4:26). Но определённый гнев грешен. И любой гнев может привести к злодеянию! Отложите гнев! Павел также говорит, что мы должны отложить “ярость” и “злобу” (“злобствование”; Современный Перевод). Мы должны не только не терять самообладания, но и не вынашивать недобрые чувства, не таить злобу в сердце против тех, кто обидел нас.
Умертвите грехи языка
Павел говорит: “А теперь вы отложите... злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу...” (Кол. 3:8, 9). Мы должны отложить “злоречие” — в других переводах “хулу” (Восстановительный Перевод; Славянское Евангельское Общество); “клевету” (Слово Жизни); “брань в разговоре” (Современный Перевод).
Христианин стремится сдерживать свой язык, никоим образом не грешить устами, будь то брань, грязные разговоры о других или ложь. Как это отличает его от окружающих!
Почему христианин должен отложить всё это? Потому что такая жизнь и такие разговоры не согласуются с вашей новой ситуацией. Об этих грехах Павел пишет: “среди [них] и вы некогда вращались, когда жили так” (ст. 7). Но вам нужно от всех них избавиться.
«...Вы сбросили с себя свою прежнюю суть и приняли новую. Этот новый человек постоянно обновляется, дабы достичь полного понимания Бога и принять Образ Создателя, так что нет разницы…» (Кол. 3:9-11; Современный Перевод).
Ваша жизнь изменилась! Вы теперь христиане! Живите как христиане! В прошлом вы были виновны во всевозможных грехах, но больше вы не можете так жить! Более того, так как “Христос есть всё и во всём”, то вашей жизни теперь должен господствовать Он, а не мир!
ШАГ ТРЕТИЙ: ОБЛЕКИТЕСЬ В ХРИСТИАНСКИЕ КАЧЕСТВА (Кол. 3:12-17)
В Кол. 3:12-17 употреблена метафора смены одежды. Перед этим Павел сказал, что мы должны умертвить качества, которые когда-то характеризовали нас. А чтобы заполнить вакуум, который оставили после себя эти мирские характеристики, мы должны одеться в христианские качества, подобно тому как человек надевает новую одежду.
Стать христианином — всё равно что стать подданным другого царства (Кол. 1:13, 14), всё равно что родиться заново (Ин. 3:3-5; 1 Пет. 2:2), всё равно что воскреснуть из мёртвых (Еф. 2:1). И это также всё равно что сменить одежду. Исаия радовался, что Бог “облёк [его] в ризы спасения” (Ис. 61:10). Символом спасения блудного сына было переодевание в лучшую одежду (Лк. 15:22). В притче о свадебном пире Иисус использовал смену одежды в качестве символа спасения (Мф. 22:11-14). На небесах спасённые облекутся в белые одежды (Отк. 7:13, 14). В Гал. 3:27 мы читаем: “Все вы, в Христа крестившиеся, в Христа облеклись”. Вы облеклись в Христа. В Слове Жизни сказано — “оделись”.
Хотя в Кол. 3:1-3 Павел сравнивает христианское преображение с воскресением, он также говорит, что оно сродни перемене одежды:
«...совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового... облекитесь как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3:9-12).
Идея такова: вы умерли для старой жизни; вы воскресли для новой жизни; теперь вы должны облечься в новую одежду — сменить её — надеть ту, которая соответствует вашему новому статусу.
Рассмотрим эту новую одежду, которую мы отныне должны носить.
Облекитесь в заботу о других
Эта забота выражена двумя словами. Первое, “милосердие”, — качество, которое может всегда характеризовать христианина! Христианин всегда заботится о других и об их нуждах. Второе, “благость” (в Слове Жизни сказано — “доброта”), тоже должно характеризовать христианина! Мир может думать, как здорово быть жёстким, уметь быстро и резко ответить противнику, осадить других и “поставить их на место”. Христианин же, наоборот, всегда старается облегчить жизнь всем, с кем встречается.
Облекитесь в смирение
Эту мысль подчёркивают два слова. Первое — “смиренномудрие”, или “смирение” (Современный Перевод). Христианин не напускает на себя важный вид. Он понимает, что он не кто иной, как грешник, спасённый благодатью, что без Христа он был бы ничем. Его цель в жизни — служить, а не ждать, чтобы служили ему. Второе — “кротость”. В Слове Жизни сказано — “мягкость в обращении с людьми”. Кротость — это не слабость; это обузданная сила. Христианин демонстрирует кротость, мягко обращаясь с другими.
Облекитесь в подобающее отношение к тем, кто разочаровывает и обижает нас
Павел употребляет три слова, чтобы описать, как христианин реагирует на неблагоприятные обстоятельства. Во-первых, христианина должно характеризовать долготерпение. Смысл этого слова может быть таков, что христианин стойко держится в тяжкие времена; он не теряет своей веры, когда возникают трудности. Во-вторых, христианина должно характеризовать снисхождение. Христиане могут мириться с несовершенствами людей. Другие слабы; они делают ошибки; у них раздражающие особенности характера. Что нам делать? Похоже, всё, что мы можем, это научиться ладить с ними и любить их несмотря на их недостатки. В-третьих, христианина должно характеризовать прощение! (Кол. 3:13). Даже в церкви братья и сёстры могут иметь претензии друг к другу! И что же? Хотя мы не должны забывать другие отрывки, которые учат нас выяснять отношения, главное — мы должны прощать!
Облекитесь в любовь ко всем
Павел говорит: “Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства” (Кол. 3:14). Любовь — это главная этическая цель, высшее требование, венчающая слава и уникальное достижение для личности христианина. Любовь важнее всего. И любовь “есть совокупность совершенства”. Это может означать, что любовь соединяет все другие качества в человеке в должных пропорциях. Или что любовь позволяет всем христианам жить в согласии друг с другом.
Облекитесь в дух и поведение, укрепляющие церковь
Три характеристики говорят о нашей совместной жизни в качестве Божьего народа. Христианскую общину должно характеризовать миролюбие! (Кол. 3:15). В сердце каждого христианина должен царствовать мир. Когда все христиане будут в мире с Богом, они будут в мире и друг с другом. Кроме того, христианскую общину должна характеризовать благодарность (Кол. 3:15). (Такой перевод дан во всех рассматриваемых нами версиях Библии, кроме Синодальной Библии, где сказано — “будьте дружелюбны”). Все мы в отдельности испытываем благодарность Богу, и церковь, когда она поклоняется всей общиной, должна постоянно выражать коллективное благодарение. Христианскую общину должно характеризовать поклонение (Кол. 3:16). Христиане постоянно поклоняются Богу. Христиане — это люди, которые славят Бога и назидают друг друга в песнопениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как подвести итог всему вышесказанному? Давайте попробуем описать христианский характер. По каким приметам вы бы узнали его?
Представьте себе человека, которого спас Христос и который поэтому целиком посвятил себя Господу. В его жизни преобладает духовное, а не земное. Он подолгу думает о том, что Христос сделал для него. Его цель — стать таким, каким его хочет видеть Христос. Он считает себя погружённым в Христа и предвкушает тот день, когда пребудет с Христом в славе.
А пока он делает всё возможное, чтобы отказаться от всего мирского. Он старается уподобиться Христу. Он сострадателен, добр, смирен, кроток, терпелив, снисходителен, умеет прощать и любить. Он живёт в мире с собой и с другими. Он всегда благодарит Бога. Короче говоря, человек с христианским характером прилагает все силы к тому, чтобы исполнять написанное в Кол. 3:17: “И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога Отца”. Делая это, вы обязательно обретёте христианский характер.