Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

VI. Гл-5. Обратная дорога

Геннадий Чергизов

Подошло время возвращаться домой в Запорожье, на Украину. Стал изучать дорогу. Знаю, что обычно едут через Польшу, Брест. Но это в основном едут в Россию и Казахстан, а мне на Украину ближе будет через Чехословакию. Изучил атлас, определил, что ехать мне надо по автобану на Нюрнберг, потом напрямую к чехословацкой границе по каким-то мелким дорогам, ну а там уже с запада на восток через Прагу и Брно, через всю, относительно узкую по карте Чехословакию.

     Загрузили мне родственники багажник подарками, в основном это были всякие сладости, кое-какие продукты и немного одежды из немецкого Красного Креста, куда мы пару раз ездили и где можно выбрать и бэушную и даже новую одежду и обувь, которые сердобольные немцы сдают туда «для бедных». Загрузили мы и несколько штук тяжёлых тысяча страничных каталогов разных товаров, которые приходят на почтовые ящики совершенно бесплатно, как реклама. Эти толстые и красочные, доставляющие немцам больше хлопот, чем пользы, и пользующиеся у нас огромной популярность, продающиеся за деньги. Везём мы их в качестве подарков друзьям и родственникам.

     Выехали рано утром, впереди не одна тысяча километров, грустное расставание и какое-то странное ощущение, что мы покидаем «праздник» и едем в «привычную серость». Вот такое неожиданное и странное чувство, а ведь мы едем домой. Снабдили нас в дорогу «сухим пайком» и снабдили кое-какой суммой марок. Заправил, конечно, полный бак солярки или как здесь её называют – «дизеля». За пределами Германии топливо будет дешевле. Но не знаю, как в Чехословакии обстоит дело с наличием солярки, времена смутные, поэтому даже загрузил в багажник ещё и канистру с соляркой.

     Едем по автобану, особо не гоню, движение оживлённое, часто встречаются участки ремонта автобана, но проблем это не создаёт – всегда хорошо организованы объезды с кучей знаков. На автобане перекрёстков нет, останавливаемся только в туалет или перекусить на многочисленных стоянках, хорошо оборудованных для отдыха. Поэтому средняя скорость получается довольно приличной, до 100 км в час. Автобан кончился, едем по каким-то «просёлочным» дорогам, ориентируясь по указателям, указывающим на чехословацкую границу.

      Вот и граница. Возникла как-то неожиданно на лесной дороге. Немецкие таможенники и пограничники, мельком глянули документы, поставили куда надо штампы, багаж даже и не смотрели. Теперь предстоит встреча с чехословацкими службами. Меня предупредили, знающие родственники, что здесь обязательно надо «дать на лапу», иначе могут быть проблемы. Так что я готов. Показываю чеху в форме багажник, потом документы, он немного говорит по-русски, требует, чтобы я разгружал багажник, а тот у меня забит под завязку. Понимаю, что наступил момент «дачи на лапу», кладу в документы 100 марок. Тот смотрит и говорит, что это много. Странно такое слышать, но у меня нет других купюр. Потом этот чех протягивает мне какой-то бланк и предлагает заполнить декларацию. Бланк на чешском, повертел я его в руках, не зная, что с ним делать. Чех взял его, сам заполнил его, отдал один экземпляр мне, пожелал мне доброго пути, поглаживая, наверное, при этом сто марочную купюру…  и мы поехали дальше.

     Ландшафт вроде и не изменился, тот же лес, такая же дорога, но дорожные знаки другие, попадающиеся небольшие населённые пункты с более скромными и не такими аккуратными домиками. Едем по Чехословакии, чем дальше от границы, тем шире дороги и оживлённее движение. Хоть и ориентируюсь по атласу и указателям, иногда возникают вопросы по дальнейшему маршруту. Спрашивал однажды, стоящих у обочины дальнобойщиков, оказались из Румынии. Махнули рукой, куда ехать. Спрашивал пару раз дорогу у местных жителей, все сносно говорят по-русски.

      Проехали мимо Праги, дорога, конечно, не автобан, но довольно приличная. Идёт то по лесу, то по холмам.  Движемся в сторону Брно. Темнеет, пора устраиваться на ночлег. Вижу впереди большую стоянку, заезжаем туда. Здесь и легковые машины, и фуры, заправка, кафе и что-то вроде мотеля. Мы собираемся ночевать в машине. Пошёл в туалет, а он в отличии от Германии, платный, сидит пожилой чех, выдаёт ключи от кабинок в обмен на какую-то сумму в кронах. У меня только марки, показываю ему, он берёт монету в две марки и чуть ли не швыряет мне здоровенный ключ. Вслед ещё что-то пробурчал. Я понял, что принял он меня за немца, которых, судя по его поведению, не любит. Может воевал с ними.

     Просидели всю ночь в машине, иногда подрёмывая, вокруг суета, всю ночь гремит музыка, всё время заезжают и выезжают машины. Какая-то уж очень оживлённая стоянка. Только рассвело, решили ехать, сна толком всё равно нет. Проехали середину Чехословакии, до этого мы ехали по Чехии, а теперь едем по Словакии, заметна разница – движение по дорогам менее оживлённое, населённые пункты встречаются реже, как-то обстановка вокруг «попроще». Стали появляться горушки. Дорога местами, ну просто – горная.

     Вот показалась и граница, после пары часов в очереди чехословацкую сторону прошли вообще почти незаметно, на украинской стороне пришлось заполнять кучу бумаг на машину, но тоже без проблем. Въехали, можно сказать в Украину, решили прямо тут и заночевать, неизвестно, что будет дальше, а здесь хоть есть какие-то киоски. Весь этот пограничный переход видно новый, все службы в домиках-контейнерах, кругом неразбериха, грязь и мусор.

     Рано утром двинулись в путь. Здесь почти настоящие горы, держим путь на Львов. Едем по самой, что ни на есть «западэнщине»! Однажды, в каком-то небольшом городке попался гаишник. С радостью рванулся останавливать машину с иностранным номером, то есть нас. Долго вертел в руках немецкие документы, пыхтел. Я помог ему, вручил «сувенир» – монету в пять марок. Гаишник аж просиял и пожелал нам счастливого пути. Путь наш пролегал через такие характерные места – Ивано-Франковск, Тернополь. Ещё дважды была встреча с доблестными гаишниками, но расставался я с ними быстро, стоило мне это всего по одной баночке пива.

     Поздним вечером третьего дня мы наконец прибыли в славный город Запорожье. Поставили машину на стоянку, даже не разгружались и спать.  На следующий день разгрузили немецкие «трофеи», удивляли детей всякими сладостями, и не только сладостями. Всякая Фанта в пластиковых бутылках у нас тоже ещё была в диковинку и стоила дорого.

15.10.2019 - Севастополь.

* - на фото: - немецкий Автобан -1992г.
     Фото автора.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Геннадий Чергизов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен