Брюссельский коллекционер китайского антиквариата нашел родственную душу в лице Марины Брагинской, и вот что из этого вышло.
Детство Марины Брагинской прошло среди китайского антиквариата — его в свою ленинградскую квартиру привезли бабушка с дедушкой, долго жившие в Порт-Артуре. “Я была заворожена этими вещами, — рассказывает декоратор. — Я с ними росла, с ними играла, их у меня отбирали, чтобы я ничего не сломала”.
Несколько лет назад светская жизнь свела Марину с французом, живущим в Брюсселе и уже давно собирающим “китайщину”. “Сперва он занимался этим сам, по книгам, потом познакомился с автором этих книг, экспертом из Гонконга, — рассказывает Марина. — Одно время он пытался жить с этими предметами, но в обычном интерьере они смотрятся инородно”. Тем не менее новый знакомый Брагинской не терял надежды поселиться со своими сокровищами под одной крышей и решил, что она ему в этом поможет.
Квартиру, как рассказывает декоратор, они искали вместе, специально под коллекцию, вооружившись списком с размерами всех вещей. Особенно сложно было найти место для свадебной кровати — сейчас она стоит при входе в квартиру. Неожиданное решение, если учесть, что иногда она используется по назначению. Но иначе не получалось: брюссельские квартиры в массе своей компактны.
Как рассказывает Марина, в конце XIХ века город застраивался домами по три-четыре этажа, которые здесь называют maison de maître (что-то вроде таунхаусов). Поначалу они были рассчитаны на семью, но со временем их поделили на квартиры — обычно это анфилады из трех комнат. Заказчику Марины еще повезло: к этим трем комнатам у него прилагается зона, где помимо кухни с ванной находится крохотная спальня. Эта часть подверглась самой сильной переделке, а в остальном Марина рассчитывала отделаться “малой кровью”, но не вышло. По местным законам при смене собственника квартиры надо менять старые окна, чтобы привести в соответствие с современными нормами по теплоизоляции. А поскольку хозяин хотел сохранить оригинальный фасад, рамы пришлось вынимать, расшивать и вставлять второй слой остекления.
Когда-то в прошлом квартира уже пережила ремонт, в ходе которого обросла деталями в стиле ар-деко, включая решетку в проеме перед эркером и камин в гостиной. “Я сперва его возненавидела, а потом мне понравилось, как он смотрится с этой китайщиной, и даже купила люстру в том же стиле”, — рассказывает Марина Брагинская. Квартира вообще получилась на удивление органичной: нет ощущения, что перед нами обстановка из другого времени и другой культуры.
Фото: Сергей Красюк