Найти тему
AD Magazine Russia

Квартира для коллекционера в Брюсселе по проекту Марины Брагинской

Брюссельский коллекционер китайского антиквариата нашел родственную душу в лице Марины Брагинской, и вот что из этого вышло.

Детство Марины Брагинской прошло среди китайского антиквариата — его в свою ленинградскую квартиру привезли бабушка с дедушкой, долго жившие в Порт-Артуре. “Я была заворо­жена этими вещами, — рассказывает декоратор. — Я с ними росла, с ними играла, их у меня отбирали, чтобы я ничего не сломала”.

Гостиная. Китайская свадебная кровать, конец XVIII века, украшенная символами изобилия и долголетия. Такие кровати более узкие, чем обычные, — это символизирует близость супругов. Справа столик с изображениями восьми святых даосского пантеона, династия Мин, начало XVII века. Между окнами приставной столик эпохи династии Мин, на котором установлен шкаф с четырьмя резными дверками (обе вещи XVII века). Такие шкафы использовались для хранения статуй божеств. Стул со спинкой в форме подковы, XVIII век; стул с квадратной спинкой и резьбой в виде драконов, конец XVIII века.
Гостиная. Китайская свадебная кровать, конец XVIII века, украшенная символами изобилия и долголетия. Такие кровати более узкие, чем обычные, — это символизирует близость супругов. Справа столик с изображениями восьми святых даосского пантеона, династия Мин, начало XVII века. Между окнами приставной столик эпохи династии Мин, на котором установлен шкаф с четырьмя резными дверками (обе вещи XVII века). Такие шкафы использовались для хранения статуй божеств. Стул со спинкой в форме подковы, XVIII век; стул с квадратной спинкой и резьбой в виде драконов, конец XVIII века.
Гостиная. Слева от двери красная с золотой рос­писью корзина для продуктов. Справа монгольский шкаф-витрина XIV века, эпоха империи Юань. На нем красные кожаные подушки. Длинный алтарный стол с приподнятыми краями и символом удачи и долголетия жуйи (“скипетр”) датируется вто­рой половиной XVII века. Обычно использовался для демонстрации ваз и других предметов ­роскоши.
Гостиная. Слева от двери красная с золотой рос­писью корзина для продуктов. Справа монгольский шкаф-витрина XIV века, эпоха империи Юань. На нем красные кожаные подушки. Длинный алтарный стол с приподнятыми краями и символом удачи и долголетия жуйи (“скипетр”) датируется вто­рой половиной XVII века. Обычно использовался для демонстрации ваз и других предметов ­роскоши.

Несколько лет назад светская жизнь свела Марину с французом, живущим в Брюсселе и уже давно собирающим “китайщину”. “Сперва он занимался этим сам, по книгам, потом познакомился с автором этих книг, экспертом из Гонконга, — рассказывает Марина. — Одно время он пытался жить с этими предметами, но в обычном интерьере они смотрятся инородно”. Тем не менее новый знакомый Брагинской не терял надежды поселиться со своими сокровищами под одной крышей и решил, что она ему в этом поможет.

По обе стороны камина шкафы из вяза, конец XVIII века. Они украшены резьбой в виде облаков и летучих мышей, символизирующих удачу. Перед камином — столик для раскатывания свитков, XVIII век. На его боковых сторонах выгравирован иероглиф “шуан си” — “двойное счастье”. Люстра 1940-х годов из галереи Galerie des Minimes; современный килим, Michel Antoine Tapis & Kilims.
По обе стороны камина шкафы из вяза, конец XVIII века. Они украшены резьбой в виде облаков и летучих мышей, символизирующих удачу. Перед камином — столик для раскатывания свитков, XVIII век. На его боковых сторонах выгравирован иероглиф “шуан си” — “двойное счастье”. Люстра 1940-х годов из галереи Galerie des Minimes; современный килим, Michel Antoine Tapis & Kilims.

Квартиру, как рассказывает декоратор, они искали вместе, специально под коллекцию, во­оружившись списком с размерами всех вещей. Особенно сложно было найти место для ­свадебной кровати — сейчас она стоит при входе в квартиру. Неожиданное решение, если учесть, что иногда она используется по назна­чению. Но иначе не получалось: брюссельские квартиры в массе своей компактны.

Фрагмент гостиной. Каминный портал и зеркало над ним были отреставрированы во время ремонта.
Фрагмент гостиной. Каминный портал и зеркало над ним были отреставрированы во время ремонта.
Фрагмент гостиной.
Фрагмент гостиной.

Как рассказывает Марина, в конце XIХ века город застраивался домами по три-четыре этажа, которые здесь называют maison de maître (что-то вроде таунхаусов). Поначалу они были рассчитаны на семью, но со временем их поделили на квартиры — обычно это анфилады из трех комнат. Заказчику Марины еще повезло: к этим трем комнатам у него прилагается зона, где помимо кухни с ванной находится крохотная спальня. Эта часть подверглась самой сильной переделке, а в остальном Марина рассчитывала отделаться “малой кровью”, но не вышло. По местным законам при смене собственника квартиры надо менять старые окна, чтобы привести в соответствие с современными нормами по теплоизоляции. А поскольку хозяин хотел сохранить оригинальный фасад, рамы пришлось вынимать, расшивать и ­вставлять второй слой остекления.

Столовая. Шкаф для свитков, династия Мин, начало XVII века, и лаковое панно того же периода. Стол, две скамьи и два табурета, все из кипа­риса, XIX век.
Столовая. Шкаф для свитков, династия Мин, начало XVII века, и лаковое панно того же периода. Стол, две скамьи и два табурета, все из кипа­риса, XIX век.

Когда-то в прошлом квартира уже пережила ремонт, в ходе которого обросла деталями в стиле ар-деко, включая решетку в проеме перед эркером и камин в гостиной. “Я сперва его возненавидела, а потом мне понравилось, как он смотрится с этой китайщиной, и даже купила люстру в том же стиле”, — рассказывает Марина Брагинская. Квартира вообще получилась на удивление органичной: нет ощущения, что перед нами обстановка из другого времени и другой культуры.

В кабинете письменный стол и стул, начало XVIII века. Лестница ведет на ­кухню.
В кабинете письменный стол и стул, начало XVIII века. Лестница ведет на ­кухню.
Фрагмент кабинета. Ваза для свитков, XIX век. Художник придал ей форму ствола дерева. Длинный алтарный стол, конец XVIII века.
Фрагмент кабинета. Ваза для свитков, XIX век. Художник придал ей форму ствола дерева. Длинный алтарный стол, конец XVIII века.
На каминной полке — сосуд для кистей из розового дерева и красная лаковая шкатулка.
На каминной полке — сосуд для кистей из розового дерева и красная лаковая шкатулка.

Опиумная кровать с резьбой в виде драконов, Шанхай, 1900 год.
Опиумная кровать с резьбой в виде драконов, Шанхай, 1900 год.

Фото: Сергей Красюк