Найти тему
Романтика окраин

Строительство нового московского транзитного ж/д вокзала Черкизово

Сегодня хочу показать вам ещё одну ударную железнодорожную стройку в Москве, про которую почему-то пока довольно мало говорили и писали. Речь пойдёт ни больше ни меньше, чем о новом, десятом вокзале столицы. Новоявленный пассажирский терминал (совмещённый в единый ТПУ с о.п. Локомотив МЦК и станцией «Черкизовская» Сокольнической линии московского метро) строится довольно компактным по размерам, но будет выполнять важную функцию - принимать и отправять транзитные поезда, которые сейчас ходят в основном через Курский вокзал. Большую часть таких поездов планируется с Курского вокзала убрать (кроме Сапсана СПб-НН и ещё небольшого числа других) в связи с сооружением новых путепроводов на Каланчёвской площади, а также тотальной перестройки участка до Курского вокзала и самого Курского вокзала в терминал, который впоследствии в основном будет обслуживать МЦД (D2 и D4) и пригородные поезда.

А убранные с Курского транзитные поезда дальнего следования через Москву и станет принимать новый вокзальный комплекс в Черкизово. Вот, что об этом писалось летом в газете "Гудок":

О том, какой будет новая схема организации пропуска транзитных поездов с юга через Москву, вчера нам рассказал главный инженер Московско-Окружной дистанции инфраструктуры Дмитрий Щедрин. «По третьему главному пути планируется следование транзитных (широтных) дальних пассажирских поездов – с Курского направления от станции Люблино через Угрешскую по МЦК до станции Лихоборы и далее по уже электрифицированной для этих целей 2-й соединительной ветви на Октябрьскую железную дорогу. Для такого транзита сейчас реконструируется и электрифицируется 15-я соединительная ветвь Люблино – Угрешская, усовершенствуются системы СЦБ».

В первое время, при использовании 2-й соединительной ветви, будет происходить смена головы состава по станции Лихоборы МОЖД. В дальнейшем, возможно, будет восстановлена разобранная ветвь № 3 от Ховрино к Владыкино.

Вероятнее всего, на вокзале также там будут останавливаться и другие транзитные поезда, например, тот же Санкт-Петербург - Севастополь, который сейчас принимает Казанский вокзал. Расписания всех поездов, которые будут останавливаться в Черкизово у меня пока что нет, но уже скоро, думаю, появится какая-то ясность относительно этого. В общем, объект с самого начала вызывал у меня неподдельный интерес, но съездить и посмотреть, что происходит на площадке я удосужился только вчера, т.е. 29-го октября. Сразу отмечу, что работы идут очень ударно. Строительные работы на станции Черкизово начались буквально летом 2020 года, а уже сейчас вырисовываются контуры будущего ТПУ. Впрочем, чего забегать вперёд? Давайте смотреть вместе!

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям и строительным площадкам опасно!

1.
1.
2. Для начала приведу схемку с викимапии, где выделены все ключевые объекты ТПУ. Грузовые пути станции Черкизово, расположенные на схеме правее платформы Локомотив будут задействованы для остановки пассажирских поездов дальнего следования. Вся система будет иметь пассажирскую зону в тёплом контуре, т.е., сойдя с поезда, можно будет пересесть в метро и на МЦК, просто поднявшись на конкорс с платформы и пройдя в тепле какое-то расстояние. Если, конечно, поезд прибывает не глубокой ночью. Тогда, конечно, только такси.
2. Для начала приведу схемку с викимапии, где выделены все ключевые объекты ТПУ. Грузовые пути станции Черкизово, расположенные на схеме правее платформы Локомотив будут задействованы для остановки пассажирских поездов дальнего следования. Вся система будет иметь пассажирскую зону в тёплом контуре, т.е., сойдя с поезда, можно будет пересесть в метро и на МЦК, просто поднявшись на конкорс с платформы и пройдя в тепле какое-то расстояние. Если, конечно, поезд прибывает не глубокой ночью. Тогда, конечно, только такси.
3. А вот схема путевого развития Черкизово, на которой отмечены метро, платформа МЦК и строящиеся пассажирские платформы вокзала Черкизово (коричневым цветом). Как вы можете видеть, вокзал будет представлять собой одну длинную высокую платформу и одну низкую (вероятно, для поездов Talgo (Стрижей). Оговорюсь, что на схеме почему-то не показан строящийся северный наземный вестибюль станции Локомотив МЦК, который скоро будет сдан. Впрочем, насколько я понял, он связи с новым вокзалом иметь не будет. Переход в тёплом контуре будет осуществляться только через южный вестибюль. (Истчник: https://loader-blog.livejournal.com/7185.html).
3. А вот схема путевого развития Черкизово, на которой отмечены метро, платформа МЦК и строящиеся пассажирские платформы вокзала Черкизово (коричневым цветом). Как вы можете видеть, вокзал будет представлять собой одну длинную высокую платформу и одну низкую (вероятно, для поездов Talgo (Стрижей). Оговорюсь, что на схеме почему-то не показан строящийся северный наземный вестибюль станции Локомотив МЦК, который скоро будет сдан. Впрочем, насколько я понял, он связи с новым вокзалом иметь не будет. Переход в тёплом контуре будет осуществляться только через южный вестибюль. (Истчник: https://loader-blog.livejournal.com/7185.html).
4. Общий вид на формирующийся ТПУ с Щёлковского путепровода. Слева - метро, в центре - МЦК, правее - стройка нового вокзала.
4. Общий вид на формирующийся ТПУ с Щёлковского путепровода. Слева - метро, в центре - МЦК, правее - стройка нового вокзала.
5. Строящаяся высокая пассажирская платформа. Она, к слову, будет очень внушительной по длине - около полукилометра. С севера она начинается примерно в районе нынешней остановки первого вагона МЦК в сторону Бульвара Рокоссовского, а с юга заканчивается аж за Щёлковским путепроводом, немного не доходя до поворота Электрозаводской ветки к Окружному проезду.
5. Строящаяся высокая пассажирская платформа. Она, к слову, будет очень внушительной по длине - около полукилометра. С севера она начинается примерно в районе нынешней остановки первого вагона МЦК в сторону Бульвара Рокоссовского, а с юга заканчивается аж за Щёлковским путепроводом, немного не доходя до поворота Электрозаводской ветки к Окружному проезду.
6. Вдали виднеется готовый в конструкциях переход над путями, он свяжет здание вокзала, платформы и далее соединится с МЦК и метрополитеном соответственно. К слову, несмотря на строительные работы, станция Черкизово, одна из немногих на Окружной ж/д, которые продолжают выполнять функции грузовой, наравне с Лефортово и Пресней. Стоящие на путях вагоны и полувагоны к строительству отношения не имеют.
6. Вдали виднеется готовый в конструкциях переход над путями, он свяжет здание вокзала, платформы и далее соединится с МЦК и метрополитеном соответственно. К слову, несмотря на строительные работы, станция Черкизово, одна из немногих на Окружной ж/д, которые продолжают выполнять функции грузовой, наравне с Лефортово и Пресней. Стоящие на путях вагоны и полувагоны к строительству отношения не имеют.
7. Надземный переход покрупнее и северная горловина Черкизово вдали.
7. Надземный переход покрупнее и северная горловина Черкизово вдали.
8. Будущий лестничный сход на высокую пассажирскую платформу.
8. Будущий лестничный сход на высокую пассажирскую платформу.
9. В левом углу кадра можно увидеть, что переход упирается в южный вестибюль МЦК, где на месте окна будет сделана врезка.
9. В левом углу кадра можно увидеть, что переход упирается в южный вестибюль МЦК, где на месте окна будет сделана врезка.
10. А вот строящееся здание самого вокзала Черкизово, которое расположено в непосредственной близости от Северо-Восточной хорды и её развязки с Щёлковским шоссе и прилегающими улицами.
10. А вот строящееся здание самого вокзала Черкизово, которое расположено в непосредственной близости от Северо-Восточной хорды и её развязки с Щёлковским шоссе и прилегающими улицами.
11. Вот как примерно всё будет выглядеть со стороны СВХ, когда работы будут закончены. (Источник: https://loader-blog.livejournal.com/7185.html).
11. Вот как примерно всё будет выглядеть со стороны СВХ, когда работы будут закончены. (Источник: https://loader-blog.livejournal.com/7185.html).
12. Судя по этим картинкам, на привокзальной площади будет организована остановка НОТ и парковка. (Источник: https://loader-blog.livejournal.com/7185.html).
12. Судя по этим картинкам, на привокзальной площади будет организована остановка НОТ и парковка. (Источник: https://loader-blog.livejournal.com/7185.html).
13. А теперь вернёмся на стройплощадку.
13. А теперь вернёмся на стройплощадку.
14. Идёт сборка несущих конструкций второго уровня вокзала (первый уровень с проходом к низкой платформе будет внизу).
14. Идёт сборка несущих конструкций второго уровня вокзала (первый уровень с проходом к низкой платформе будет внизу).
15. Я стою на втором уровне, здесь будет вход/выход в/из здания и, как я понимаю, распределительная зона: вниз - на низкую платформу, а вверх на высокую и в сторону МЦК и метро.
15. Я стою на втором уровне, здесь будет вход/выход в/из здания и, как я понимаю, распределительная зона: вниз - на низкую платформу, а вверх на высокую и в сторону МЦК и метро.
16. Вид на север. Со стороны будущих платформ, сооружается подпорная стенка, а правее, вероятнее всего останется грузовая работа.
16. Вид на север. Со стороны будущих платформ, сооружается подпорная стенка, а правее, вероятнее всего останется грузовая работа.
17. Вид в сторону перехода. Подъём на его уровень будет осуществляться вооон по той лесенке. Полагаю, что будет и лифт.
17. Вид в сторону перехода. Подъём на его уровень будет осуществляться вооон по той лесенке. Полагаю, что будет и лифт.
18. Будущая низкая платформа.
18. Будущая низкая платформа.
19. Рабочий момент.
19. Рабочий момент.
20. Вот здесь, вероятнее всего, будет лифт с нижнего уровня на уровень перехода.
20. Вот здесь, вероятнее всего, будет лифт с нижнего уровня на уровень перехода.
21. Сход на высокую платформу со стороны здания вокзала. Здоровое будет сооружение!
21. Сход на высокую платформу со стороны здания вокзала. Здоровое будет сооружение!
22. А вот и сам переход, пока ещё продуваемый всеми ветрами. Но в будущем здесь будет сухо и тепло.
22. А вот и сам переход, пока ещё продуваемый всеми ветрами. Но в будущем здесь будет сухо и тепло.
23. Вид с него на север. Слева за грузовым составом - высокая платформа, справа внизу - низкая. Как вы уже догадались, обе платформы будут оборудованы навесами от дождя и снега, металлоконструкции которых сейчас активно возводятся.
23. Вид с него на север. Слева за грузовым составом - высокая платформа, справа внизу - низкая. Как вы уже догадались, обе платформы будут оборудованы навесами от дождя и снега, металлоконструкции которых сейчас активно возводятся.
24. Очень основательное сооружение.
24. Очень основательное сооружение.
25. Место будущей врезки в здание южного вестибюля МЦК.
25. Место будущей врезки в здание южного вестибюля МЦК.
26. Верхний уровень схода на высокую платформу. Странно, но, судя по конструкции - здесь будет только лестница.
26. Верхний уровень схода на высокую платформу. Странно, но, судя по конструкции - здесь будет только лестница.
27. А вот здесь, похоже, будет эскалаторный наклон. Впрочем, я могу ошибаться. В сети не удалось найти ни одной нормальной схемы, проливающей свет на вопросы, что и где будет расположено в конкорсе, остаётся только предполагать.
27. А вот здесь, похоже, будет эскалаторный наклон. Впрочем, я могу ошибаться. В сети не удалось найти ни одной нормальной схемы, проливающей свет на вопросы, что и где будет расположено в конкорсе, остаётся только предполагать.
28. Рабочих на площадке много.
28. Рабочих на площадке много.
29. Возвращаемся к зданию вокзала. Хорошо видно "окно" в нижний уровень. Здесь как раз должны располагаться лестницы/эскалаторы/лифт.
29. Возвращаемся к зданию вокзала. Хорошо видно "окно" в нижний уровень. Здесь как раз должны располагаться лестницы/эскалаторы/лифт.
30. Здание не слишком большое, но и транзитных поездов будет не так уж много, чтобы строить какой-то огромный вокзал.
30. Здание не слишком большое, но и транзитных поездов будет не так уж много, чтобы строить какой-то огромный вокзал.
31. Все работы должны быть завершены к середине 2021-го года, т.е. комплекс, если всё пойдёт по плану, будет возведён всего за один год.
31. Все работы должны быть завершены к середине 2021-го года, т.е. комплекс, если всё пойдёт по плану, будет возведён всего за один год.
32. Спустимся вниз.
32. Спустимся вниз.
33. На нижнем уровне лежит ещё не смонтированный экскалатор.
33. На нижнем уровне лежит ещё не смонтированный экскалатор.
34. Идут работы по сооружению низкой платформы.
34. Идут работы по сооружению низкой платформы.
35. А грузовая работа Черкизово идёт своим чередом. От станции Черкизово отходят крупные ветки к ТЭЦ-23 и Черкизовскому заводу Метростроя, а также путь к комплексу Электрозавода (на берегу Яузы). Однако, большая часть грузопотока обеспечивается бетонным заводом, примыкающим к станции с севера. Раньше существовала также связка с частично сохранившимся кустом путей к южной части Калошинской промзоны, однако он был отрезан от станции без возможности восстановления в связи со строительством Северо-Восточной хорды.
35. А грузовая работа Черкизово идёт своим чередом. От станции Черкизово отходят крупные ветки к ТЭЦ-23 и Черкизовскому заводу Метростроя, а также путь к комплексу Электрозавода (на берегу Яузы). Однако, большая часть грузопотока обеспечивается бетонным заводом, примыкающим к станции с севера. Раньше существовала также связка с частично сохранившимся кустом путей к южной части Калошинской промзоны, однако он был отрезан от станции без возможности восстановления в связи со строительством Северо-Восточной хорды.
Про подъездные пути в Калошинскую промзону я рассказывал здесь

36. Низкая платформа тянется до Щёлковского путепровода.
36. Низкая платформа тянется до Щёлковского путепровода.
37. Сооружение будущего козырька.
37. Сооружение будущего козырька.
38. Надеюсь, что он будет отделан поизящнее банальных "мцкашных".
38. Надеюсь, что он будет отделан поизящнее банальных "мцкашных".
39. Рабочий момент.
39. Рабочий момент.
40. Зачатки козырька и сооружение стены. Где-то бетон уже застыл, а где-то ещё только вяжут армокаркас.
40. Зачатки козырька и сооружение стены. Где-то бетон уже застыл, а где-то ещё только вяжут армокаркас.
41. Взгляд назад.
41. Взгляд назад.
42. А где-то вот установили опалубку под бетонирование.
42. А где-то вот установили опалубку под бетонирование.
43. Горы щебня на Черкизово.
43. Горы щебня на Черкизово.
44. Вид в сторону северной горловины. Слева - высокая платформа, а за ней упомянутый выше строящийся северный вестибюль платформы Локомотив МЦК.
44. Вид в сторону северной горловины. Слева - высокая платформа, а за ней упомянутый выше строящийся северный вестибюль платформы Локомотив МЦК.
45. Вид обратно.
45. Вид обратно.
46. Между двух платформ, скорее всего, останутся эти пути для грузовой работы. По крайней мере, покуда она у станции будет, а я надеюсь, что она будет ещё долго.
46. Между двух платформ, скорее всего, останутся эти пути для грузовой работы. По крайней мере, покуда она у станции будет, а я надеюсь, что она будет ещё долго.
47. И пару симпатичных видов в сторону северной горловины с движухой.
47. И пару симпатичных видов в сторону северной горловины с движухой.
48.
48.
49. Теперь переносимся на чуть более, чем полкилометра южнее, к Окружному проезду. Вид на южный конец высокой пассажирской платформы. Очень длинная будет платформа. Она сможет принимать пассажирские поезда любой длины (ну, разумеется, из тех, что существуют).
49. Теперь переносимся на чуть более, чем полкилометра южнее, к Окружному проезду. Вид на южный конец высокой пассажирской платформы. Очень длинная будет платформа. Она сможет принимать пассажирские поезда любой длины (ну, разумеется, из тех, что существуют).
50. Птичка-Ласточка.
50. Птичка-Ласточка.
51. Южный конец высокой платформы поближе. Левее - платформа Локомотив МЦК.
51. Южный конец высокой платформы поближе. Левее - платформа Локомотив МЦК.
52. Встречная Ласточка.
52. Встречная Ласточка.
53. Начало Электрозаводской ветки.
53. Начало Электрозаводской ветки.
Про эту уникальную ветвь её историю я подробно рассказывал здесь

54. А теперь посмотрим на южный конец платформы с Щёлковского путепровода. Слева стоит знакомая нам по фото № 35 Машка (тепловоз серии М62) с грузовым.
54. А теперь посмотрим на южный конец платформы с Щёлковского путепровода. Слева стоит знакомая нам по фото № 35 Машка (тепловоз серии М62) с грузовым.
55. Общий вид в сторону станции Лефортово и платформы Измайлово МЦК.
55. Общий вид в сторону станции Лефортово и платформы Измайлово МЦК.
56. Путь практически без наката справа - как раз Электрозаводская ветка.
56. Путь практически без наката справа - как раз Электрозаводская ветка.
57. Просто вид в сторону Большой Черкизовской улицы.
57. Просто вид в сторону Большой Черкизовской улицы.
58. Участок высокой платформы с самой низкой готовностью конструкций - как раз под путепроводом.
58. Участок высокой платформы с самой низкой готовностью конструкций - как раз под путепроводом.
59. На фоне архитектурного монстра ТЦ «Новочеркизовский».
59. На фоне архитектурного монстра ТЦ «Новочеркизовский».
60. И вид на будущий сход и саму высокую платформу со стороны южного вестибюля МЦК Локомотив.
60. И вид на будущий сход и саму высокую платформу со стороны южного вестибюля МЦК Локомотив.
61.
61.
62. С Машкой и Ласточкой.
62. С Машкой и Ласточкой.
63. А вот вид на стройплощадку непосредственно из вестибюля МЦК через стекло.
63. А вот вид на стройплощадку непосредственно из вестибюля МЦК через стекло.
64. Платформа Локомотив (в проекте - Черкизовская).
64. Платформа Локомотив (в проекте - Черкизовская).
65. А вот её строящийся северный вестибюль.
65. А вот её строящийся северный вестибюль.
66. Он будет иметь наземную связь с северным вестибюлем метро «Черкизовская», а также через него будет удобно пройти к КПП № 2 для входа и въезда на территорию стадиона «РЖД Арена» («Локомотив»). Степень готовности - очень высокая.
66. Он будет иметь наземную связь с северным вестибюлем метро «Черкизовская», а также через него будет удобно пройти к КПП № 2 для входа и въезда на территорию стадиона «РЖД Арена» («Локомотив»). Степень готовности - очень высокая.
67. В качестве бонуса просто приятный вечерний вид с моей родной платформы Зорге на ТЭЦ-16 и её подъездной путь.
67. В качестве бонуса просто приятный вечерний вид с моей родной платформы Зорге на ТЭЦ-16 и её подъездной путь.
Про подъездной путь ТЭЦ-16, а также ветвь к Курчатовскому институту я подробно рассказывал здесь

И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно, тем более, что про этот объект пока очень мало говорили и писали. Спасибо за внимание!
Ну, и разумеется, до скорых новых встреч на ж/д и не только. Будьте здоровы и живите богато!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!