Давненько тут не было ничего про наши курорты. Исправляю ситуацию. Сегодня статья, которая была готова еще месяц назад, но до сих пор не вышла.
На заре появления Пятигорска, как курорта, здесь уже обустраивали места для прогулок отдыхающих. В 1828-1830 годах на склоне Михайловской горы разбили Эммануэлевский парк, чуть позже, в 1849 году – Михайловский. Сегодня это все один Эммануэлевский парк. Назвали его так по имени генерал-лейтенанта Георгия Эммануэля, который ведал первоначальными работами по строительству парка.
Найти Эммануэлевский парк очень просто – встаньте лицом к Академической галерее – справа от вас будет гора Горячая (с Китайской беседкой), слева – Михайловская (с Эоловой арфой) и тем самым парком.
В 1990-е этот парк, как и все вокруг, пришел в запустение. Теперь его обновили, и даже добавили арт-объекты – статуи известных литературных героев. При этом точно знаю, что некоторые гуляющие понятия не имеют (или забыли и не могут вспомнить) что за персонаж перед ними. Некоторые так и вовсе считают, что это «просто дама». Надо было реконструкторам таблички, что ли, поставить. Но не переживайте, я вам расскажу, кто тут у нас где. Ну что ж, пойдем пройдемся?
На склоне этой же горы находится Грот Лермонтова. Тот самый, который играл роль Провала в знаменитой экранизации «12 стульев».
Поднимаясь по новым ступенькам выше, слева мы видим Беллу – героиню произведения М.Ю. Лермонтова.
От Эоловой арфы традиционно открываются чудесные виды.
Дорожка вглубь парка ведет к княжне Мэри и Печорину.
А если от них вернуться обратно к слону горы, то тут вас ждет Максим Максимыч (а не просто «какой-то дядька»).
Еще одна короткая прогулка вглубь парка от Максим Максимыча приведет вас к восстановленному участку старого трамвайного пути. Рельсы, конечно, не те же, что были, но постарались сделать именно такими, как и прежде.
Когда-то, до войны, трамваи в Пятигорске ходили прямо до Провала. Но в войну рельсы разобрали, и после восстанавливать пути уже не стали. И вот теперь в память об этом периоде истории пятигорского трамвая – кусочек старых путей.
Правда, знатоки говорят о том, что пути шли немного в другом месте. Также говорят, что у властей была мысль поставить на эти рельсы настоящий старинный трамвай (как раз один такой сохранился в пятигорском трамвайном депо). Но, как видно, от идеи этой отказались, что, я думаю, правильно – иначе от старинного трамвая остались бы одни воспоминания. Можно, вероятно, поставить макет трамвая, но это уже дело властей.
От старого трамвайного пути ступеньки приводят чуть ниже, на дорожку, которая идет к Чертову мосту.
Название это неофициальное, а народное. Мост построили в середине 19 века, вероятно, по проекту архитектора Самуила Уптона (точных данных об авторе проекта не сохранилось). В то время Уптон жил и работал на Кавминводах, и создал, в частности, Михайловскую и Елизаветинскую (Академическую) галереи в Пятигорске и Нарзанную галерею в Кисловодске.
Англичанин Самуил Уптон, состоявший на службе у русской короны, вполне вероятно мог быть автором этого диковинного для здешних мест моста – внушительного, солидного, словно средневекового. Более подробно о Чертовом мосте я рассказывала здесь.
От моста дорожка ведет снова на вершину хребта, откуда открываются красивейшие виды на Пятигорск и горы, в том числе в хорошую погоду виден Кавказский хребет и Эльбрус.
Спуститься вниз можно отсюда же, по удобной дорожке, которая приведет вас к Красноармейской улице (той самой, где нарзан течет по улице) – отсюда вы можете снова попасть на проспект Кирова.
А это вечерний вид
Были у нас в Пятигорске? Гуляли в парке? Узнали княжну Мери и Печорина?
Не жалейте лайк, если вам понравился этот пост. Это поможет моему каналу развиваться, а вам – чаще видеть мои новые статьи у себя в ленте. Также большое спасибо всем, кто подписывается на канал.