Найти в Дзене

Звездный час Фаберже: триумф на выставке в Москве

Участие во Всемирных и Всероссийских выставках для ювелиров было прекрасной возможностью, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов и обрести широкое признание. Первым подобным опытом для Карла Фаберже, уже несколько лет возглавлявшего ювелирную фирму своего отца, стала Всероссийская промышленно-художественная выставка в Москве, состоявшаяся в 1882 году.

Выставку предполагалось открыть ещё в 1880 году, приурочив ее к 25-летию царствования императора Александра II. Затем ее отложили до 1881 года, но трагическая гибель императора вновь изменила планы.

Выставка разместилась на Ходынском поле в Москве и занимала площадь от 65 до 70 тысяч квадратных саженей. Ее устройство, как указывалось в описании, стоило около 2 млн. рублей. В выставке принимали участие более 4 тысяч экспонентов, и насчитывалось 14 отделов. Для того, чтобы обойти все отделы выставки требовалось около 3 часов.

Общий вид выставки с высоты птичьего полета
Общий вид выставки с высоты птичьего полета

Это была первая выставка в России, которая уже не ограничивалась показом только успехов мануфактурной промышленности. Именно поэтому она получила название, отличающееся от предшествующих – «промышленно-художественной». На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года впервые был организован художественный отдел, в помещении которого демонстрировались достижения Российской империи в области живописи, скульптуры, архитектуры.

Общий вид художественной галереи. (Группа I)
Общий вид художественной галереи. (Группа I)

При этом произведения ювелирного искусства выставлялись отдельно. Согласно классификации выставки они относились к группе VI «Фабричные и ремесленные изделия из металлов», класс 35.

Общий вид главной галереи VI-й группы (Фабричные и ремесленные изделия из металлов)
Общий вид главной галереи VI-й группы (Фабричные и ремесленные изделия из металлов)

Открытие выставки состоялось 20 мая 1882 года в присутствии тысяч людей при участии президента императорской Академии художеств великого князя Владимира Александровича, а также генерал-губернатора Москвы князя В.А. Долгорукова. По его словам, эта выставка по своему масштабу и разнообразию превосходила предшествующие. Одной из ее важнейших идей, как и прочих подобных выставок, был обмен опытом между мастерами из множества регионов Российской империи. Кроме того, она должна была явиться стимулом для дальнейшего развития различных сфер художественной деятельности и промышленности.

У главного подъезда выставки
У главного подъезда выставки

Как упоминалось выше, ювелиры выставляли свои произведения в рамках группы VI «Фабричные и ремесленные изделия из металлов», класса 35. Сюда относились «золотые, серебряные и ювелирные изделия; сусальное золото, изделия из ценных камней». Указанная группа, в которой выставил свои работы Карл Фаберже, насчитывала 188 экспонентов, включая уже известные ювелирные предприятия Москвы и Санкт-Петербурга: фирмы И. Хлебникова, И. Сазикова, П. Овчинникова, К.Э. Болина.

О том, какие произведения Фаберже представил на суд жюри и зрителей можно узнать из официального источника - иллюстрированного описания Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. «В витрине петербургского ювелира К. Фаберже более всего заслуживает внимания коллекция копий с древне-греческих золотых вещей, найденных в Керчи и хранящихся в Императорском Эрмитаже...Из других изделий очень хороши шиповник, стоимостью 8500 рублей: кругом большой величины жёлтого бриллианта расположены лепестки цветка, сделанные из мелких розоватых бриллиантиков; листья на ветке подобраны из зеленоватых бриллиантов, также поражают изящной отделкой: ожерелье, букет из бриллиантов, парюр с опалами, севины из разных камней и брошка-лист».

Именно упомянутая коллекция копий древнегреческих произведений привлекла всеобщее внимание и стала причиной первого серьезного успеха фирмы Фаберже. Скопированные Фаберже изделия были репликами работ античных мастеров IV века до н.э., обнаруженных в ходе археологических раскопок скифского кургана Куль-Оба на территории Керчи в 30-е гг. XIX века, находившихся в собрании Отдела древностей Императорского Эрмитажа. Как известно, Карл Фаберже, начиная с 1867 года, безвозмездно реставрировал ювелирные изделия из коллекций Эрмитажа, а также консультировал хранителей. Работа с античными драгоценностями позволила Фаберже в совершенстве овладеть старинными ювелирными техниками, а также заслужить расположение чиновников министерства Императорского Двора, в структуру которого входил Эрмитаж.

В коллекции Музея Фаберже представлен золотой браслет, украшенный львиными головами, относящийся к серии копий античных произведений, экспонировавшихся на выставке.

Основная часть браслета выполнена из перевитых полос золота, декорированных филигранью. Этот браслет, является достаточно редким, ранним образцом произведений Фаберже. Он был изготовлен в мастерской одного из старейших мастеров фирмы Эрика Коллина. Стилистически браслет можно отнести к «археологическому стилю». «Археологический стиль», в котором выполнен браслет с львиными головами, в 1880-е гг. был уже хорошо известен в Европе. Его появление было обусловлено множественными раскопками на территории Средиземноморья и побережье Черного моря в первой половине XIX столетия. С 60-70-х годов «археологический стиль» набирает популярность среди европейских мастеров. Причем, демонстрация работ в этом стиле на Всемирных выставках приносит ювелирам известность и славу. Так, итальянский мастер Пио Фортунато Кастеллани на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году представил произведения в «исторических стилях» от Древней Греции до Возрождения. А в 1878 году на Всемирной выставке в Париже археологические реплики демонстрирует американская фирма «Tiffany & Co». Для Кастеллани и «Tiffany» участие в выставках с работами в «археологическом стиле» становится «звездным часом».

Очевидно, Фаберже были известны истории успеха своих европейских коллег, поэтому и он решил последовать их примеру и оказался прав. По результатам выставки Фаберже получил вторую по значимости награду – золотую медаль за «превосходное воспроизведение ювелирных изделий по образцам древне-греческого искусства и вообще за успех в ювелирном деле».

Копии древних произведений из коллекции Эрмитажа, представленные на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве в 1882 году, радикально отличались от, уже пресытивших публику, произведений в европейских стилях, которые создавали современники Фаберже в Российской империи. Копии античных произведений привлекли внимание императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны и получили и высокую оценку критиков.

В журнале «Нива» витрине Фаберже на выставке и достоинству его работ была посвящена целая статья, дающая представление о том, чем именно Фаберже поразил общественность: «Всем известна бедность, банальность, нынешних форм, когда художественная сторона уступила место одному богатству. И действительно - отнимите у теперешних украшений драгоценные каменья, с их блеском и роскошными переливами всех цветов радуги - что останется? Много ли найдется оригинального, артистичного в этих, как бы вдруг поблекших ожерельях, серьгах, брошках, перстнях? В среде ювелиров наконец нашелся человек, вознамерившийся поставить дело на прежнюю высоту. Мы говорим об известном петербургском ювелире Фаберже....
Господин Фаберже сумел воспроизвести греческое искусство. В настоящее время в его витрине на Московской выставке красуется значительное количество превосходно выполненных образцов. Кроме различных небольших вещей – браслетов, серег, перстней – общее и вполне заслуженное внимание привлекают две полные гарнитуры. Из них особенно замечательна та, оригинал которой относится к эпохе Перикла. По ней можно судить о труде золотых дел мастеров за две тысячи лет до нашего времени. Работа отличается такой тонкостью, что её надо рассматривать в лупу, и тогда только выступают все её достоинства. Изготовление только одного прекрасного шейного украшения потребовало работы семи мастеров в течение 120 дней, из чего видно, что одному мастеру пришлось бы трудиться не менее двух лет и почти четырех месяцев. Отсюда совершенно понятна стоимость ожерелья в 3 100 руб., а серег - в 400 руб. Между прочим, в серьгах мы простым глазом заметили, поверх одной из орнаментальных фигур, несколько выпуклых точек; при рассмотрении же сквозь лупу оказалось, что каждая состоит из трех маленьких бомбочек. В древности не были известны стекла, изготовляемые для усиления зрения, а потому надо предполагать, что тогдашние мастера обладали какими-то особенно сильными глазами.
Копии «Керченских древностей» работы Фаберже, представленные на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году
Копии «Керченских древностей» работы Фаберже, представленные на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году
Как видим, господин Фаберже открывает новую эпоху в ювелирном деле. Пожелаем же полного успеха его усилиям возвратить искусству то, что некогда составляло его честь. Будем надеяться, что отныне, благодаря нашему известному ювелиру, главное достоинство произведений этой отрасли будет заключаться не в одних драгоценных каменьях, не в одном богатстве, но в художественной форме их....
Помимо высокого художественного достоинства и археологического интереса, найденные в Керчи золотые вещи отличаются поразительным техническим исполнением. Между ними есть такие предметы, подражать которым мы не в состоянии, несмотря даже на совершенство наших инструментов и изготовление которых кажется невозможным без оптических вспомогательных приборов. Фаберже, мастерская которого существует с 1842 г., удалось в продолжение 12 лет подготовить настолько несколько рабочих, что они под его руководством были в состоянии изготовить для Московской выставки целую коллекцию подражаний этим художественным предметам, коллекцию, которая возбудила общее внимание и удостоилась похвалы их величеств. Государыня осчастливила Фаберже покупкою у него пары запонок с изображением цикад, которые по верованию древних греков приносили счастье».

Так, мы видим, что благодаря высокому качеству исполнения и оригинальности скопированных произведений Фаберже удалось привлечь внимание императорской семьи. Скорее всего, именно это событие способствовало тому, что спустя несколько лет ювелир получил заказ на изготовление первого пасхального произведения, положившего начало знаменитой серии императорских пасхальных яиц.

Представленные на выставке работы Фаберже стали свидетельством высокого мастерства ювелира. Благодаря дошедшим до наших дней упоминаниям в прессе произведений Фаберже можно сделать вывод о том, что уже в 1882 году был определен основной вектор развития фирмы, ставший, впоследствии, ее визитной карточкой: преобладание художественного замысла над стоимостью материалов. Успех Фаберже на Всероссийской промышленно-художественной выставке стал его первым серьезным достижением. Именно тогда было заложено основание для многолетней работы его фирмы по исполнению личных заказов русской императорской семьи и ее ближайших родственников.

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

  1. Витрина Фаберже на московской выставке. Нива, Т. 26. N 40. 1882. С. 952-954
  2. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. М.: Герман Гоппе. 1882
  3. Указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мартынов, 1882
  4. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1882 года в Москве. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград / Министерство финансов, Департамент торговли и мануфактур. СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1882.
  5. Помигалов А.А., Проничева К. В. Браслет из серии «Керченские древности». К. Фаберже и первые успехи фирмы. Из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. // Ювелирное искусство Российской империи в контексте мировой истории и культуры XIX – начала XX века: сб. ст. / Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. СПб, 2017. С. 44-51