Массовый переход на удалённую работу во время карантина невольно разделили офисных работников на тех, кому работа из дома нравится и тех, кто чувствует себя в родных стенах не в своей тарелке. Это неизбежно ввиду различия темпераментов, мышления и поведенческих стереотипов, семейного положения и роли, которую человек играет на работе.
Если вы жизнерадостный сангвиник и привыкли работать в команде, плечом к плечу с коллегами, удалёнка может привести к снижению эффективности, неуверенности, депрессии и ошибкам. Если вы настроены на выполнение индивидуальных проектов и по жизни социофоб, то новые условия вас только обрадуют.
Определенную роль играют внешние факторы, та же оснащенность дома необходимой оргтехникой. Если в офисе вы работали с ноутбука, взять его домой и продолжать работу не представляет труда – лишь бы разрешило руководство. С десктопом сложнее, особенно если он был подключен в классическую локальную сеть, с усиленной системой безопасности, VPN и другими коммуникационными решениями.
Не стоит сбрасывать со счетов и домашние отвлекающие факторы:
- детей;
- родственников;
- четвероногих подопечных;
- холодильник с изобилием продуктов;
- телевизор и любимый диван, на который все время тянет перебраться из-за рабочего стола.
Дома вас не будет смущать строгий взгляд начальника и ревнивое внимание коллег: чем это ты занимаешься в рабочее время. Это означает неизбежный соблазн «совмещать полезное с приятным». Специалисты кадровых агентств на полном серьезе предупреждают: дав слабину в трудовой дисциплине раз, вы уже почти наверняка не сможете противостоять искушению внепланового перекуса или перехода к общению в соцсети, который недопустим на работе.
Дело даже не в том, что администрация блокирует сторонние интернет-ресурсы, хотя такое тоже бывает. Нет, все упирается в вектор самодисциплины. Если на работе вы соблюдаете правила «за страх», то дома приходится сдерживать себя «за совесть», что требует гораздо бо́льших волевых усилий.
10 полезных советов
Вот несколько советов фрилансера с 10-летним стажем о том, как правильно организовать домашнее рабочее место на удалёнке. Подчеркнём: речь идёт всё-таки не о фрилансерах, а о работниках, которые перешли на дистанционный труд временно и рано или поздно вернутся в офис. Хотя события последних месяцев недвусмысленно говорят о том, что многие руководители оценили плюсы удалённой работы и всерьез подумывают оставить часть сотрудников дома и после снятия карантинных ограничений.
Итак, как же лучше организовать домашнее рабочее место?
- Выработайте оптимальный режим труда и отдыха в соответствии со своими биоритмами. Огромный плюс удалённой работы – в возможности избежать прокрустова ложа строгого офисного режима. Если вы жаворонок, смело вставайте в 5 утра и используйте самые продуктивные для вас утренние часы. Если вы сова, и каждый день не надо собираться на виртуальную оперативку или быть на связи с 8 утра – начинайте работу в удобное время. Главное – помнить, что когда-то придётся возвращаться к офисному графику.
- Начните день с бодрящей зарядки, пробежки, водных процедур и ароматного кофе. В офис вы всё время боялись опоздать, а на удаленную работу способны опоздать единицы!
- Создайте дома комфортное пространство для работы. Оно может походить на офисное рабочее место или в корне отличаться от него, но для вас это пространство должно прочно ассоциироваться с работой. Хорошо если есть второй компьютер. Если нет, то для развлечений по возможности используйте только планшет или смартфон, для заработка – десктоп или ноутбук. По возможности не устраивайтесь работать на кухне – близость еды неизбежно скажется на производительности труда и на состоянии фигуры. За месяцы карантина 90% удалёнщиков набрали вес, кто-то больше, кто-то меньше.
- Даже если вы социофоб и руководство не требует ежедневных докладов с помощью видеоконференции, не прерывайте связь с коллегами. Иначе есть риск забыть, что вы работаете в команде, пусть и над ответственным персональным проектом. Да и актуальные рабочие сплетни интересно иногда послушать и обсудить.
- Если у вас есть дети и другие члены семьи, требующие постоянной заботы, заранее продумайте организацию их досуга в ваши рабочие часы. Иначе они просто не дадут вам полноценно работать. Тут опять же может возникнуть вопрос покупки второго компьютера для детских развлечений или учёбы.
- Освободите рабочее место от ненужного хлама, обеспечьте тишину в комнате. Это особенно важно, если вы выходите на связь по видео.
- Самоорганизованность – первый закон эффективной удаленной работы. С самого утра одевайтесь, если не по офисному дресс-коду, то хотя бы максимально просто и удобно. Сидя за компьютером в белье, пусть даже красивом (вы женщина) или брутальном (вы мужчина), вы не только теряете сосредоточенность, но и рискуете попасть в таком двусмысленном виде на глаза руководителю, коллегам или клиентам.
- Исключите по возможности любые курьёзные ситуации во время сеансов видеосвязи. Конечно, попавший в камеру кот или немытая посуда могут у кого-то вызвать лишь улыбку, но могут и испортить вам дальнейшую карьеру или отношения с коллегой (заказчиком, руководителем).
- Помните, что родной фирме вы нужны здоровым и работоспособным даже на удалёнке. Едой, особенно калорийной, увлекаться не стоит, но и совсем забывать о насыщении организма белками, жирами, витаминами и «долгими» углеводами. Ограничить стоит лишь «быстрые» углеводы – кондитерские изделия, мучное, фаст-фуд, сладкие фрукты. Питаться лучше дробно, небольшими порциями через 2,5-3 часа.
- Не забывайте о двигательной активности и гигиене зрения. Проверьте настройки монитора вашего компьютера, освещенность рабочего места, расстояние от глаз до экрана. Каждый час делайте 10-минутный перерыв для зрительной гимнастики (комплексы не трудно найти в интернете).
Если только вы не живёте один (одна), уделяйте время чадам и домочадцам, гуляйте, занимайтесь спортом (если позволяет карантинный режим). Восьмичасовой рабочий день – оптимальное время для продуктивного труда. Без необходимости не засиживайтесь за работой допоздна. На следующий день ночные посиделки неизбежно снизят вашу работоспособность.
В одной из следующих статей мы расскажем о том, как не превратить удалённую работу в ненормированную.