Любопытный исторический анекдот представителю НИКСа довелось услышать на заседании Комиссии Госдумы по правовому обеспечению ОПК при поддержке «Лиги содействия оборонным предприятиям», которое состоялось 6 декабря 2018 года в Национальном медико-хирургическом центре им. Н.И. Пирогова.
Заседание было посвящено главному вопросу, над которым в настоящий момент ломает голову отечественная оборонка: чем занять мощности после того, как гособоронзаказ уменьшится в разы. Одно из решений: производить медицинское оборудование. Здесь и высокие технологии, и растущий рынок, и импортозамещение, и даже забота о людях. Михаил Замятин, главный специалист Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, в своем докладе привел исторический пример того, как правильно подходить к этому вопросу.
«Качество нашего лечения зависит не только от компетенции врачей, но и от оборудования, а также от того, насколько врачи знают о его достоинствах. Можно поставить оборудование, и оно будет стоять, покрытое пленкой, если врач не знает, для чего оно необходимо. Я представлю пример из нашей истории».
«Николая Ивановича Пирогова все знают как великого хирурга, но мало кому известно, что он стоял у истоков нашей медицинской промышленности. В 1841 году его определили директором по технической части Санкт-Петербургского инструментального завода. Обратите внимание: не советником, не членом экспертного совета, а именно директором».
«16 октября 1846 года в Бостоне провели первый в мире наркоз. Проходит всего 4 месяца, и наркоз появляется в России. За эти 4 месяца наркозы были проведены в разных странах, но только Пирогову удалось сделать ключевую вещь – внедрить наркоз в практику. С октября по февраль он провел все доклинические испытания, предложил новые приборы, создал на своем заводе их образцы и запустил их в опытную серию. Почему ему удалось это сделать? Потому что в отличие от всех других врачей, которые пытались внедрить наркоз в разных странах, у него была возможность сказать, что ему необходимо, а инженер-мастер завода был обязан не только услышать и принять это к сведению, но и выполнить».
«И второй момент. По тому времени это была революционная технология. Можно было сделать эти маски, но они так бы и остались на складах, как это произошло, кстати, в Штатах. Когда там наркоз продемонстрировали в армии, то военные врачи сказали, что это баловство, и на 15 лет отстали. 15 лет у них не было наркоза. А Пирогов взял опытный образец и поехал по городам учить других, проводить образцовые операции. Уже к концу года он и его ученики выполнили их более 600. На следующий год их уже было несколько тысяч. На третий год – больше 10 тысяч. Вот так тиражируются новые технологии, когда они доходят до каждого врача. И, конечно, завод не остался без заказов».
Примечание НИКСа. За 4 месяца догнать и на 15 лет обогнать Америку – это впечатляет. Что же для этого было нужно? Может быть, расстрелять недемократичного царя? Пересажать взяточников-губернаторов? Провести честные выборы? Нет. Оказывается, нужен всего лишь хирург Пирогов, который не заперся с женой узником чистой совести в каком-нибудь Нижнем Новгороде, а продолжал лечить солдат ненавистного всякому свободолюбивому человеку режима.
Впечатлило место проведения заседания: Медицинский центр им. Пирогова. С улицы комплекс прикрыт безликой многоэтажкой с огромными, как на горно-обогатительной фабрике, надземными путепроводами, но со двора – опереточного, с брусчаткой и фонтаном – взору открываются белоснежные корпуса с «онегинскими» фонарями у парадных подъездов. Настоящий дворец врачевания, клиника-храм, медико-хирургический Версаль. Интерьеры – сталинский ампир после евроремонта – с бархатными занавесями, золотыми кистями, балюстрадами, роялями и бронзовыми бюстами. Лестницы, зеркала и гардероб – как не у всякого театра. В общем, обогатительная фабрика здравоохранения. В фойе вместо галереи артистов – высокохудожественные фотопортреты докторов. Хочется верить, что среди них найдутся и новые Пироговы.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 100 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
источник: nix.ru