В новостях уже не раз мелькали различные споры за известные бренды, например: Адыгейский сыр, Байкал, Сбер..
Но что могут не поделить на рынке владельцы брендов?
Недавно у нас была статья о региональных брендах. Спор в отношении регионального бренда может возникнуть, когда есть производители вне обозначенной территории, при этом есть правообладатель товарного знака/НМПТ/ГУ.
Производители без регистрации отстаивают своё право на производство, так как стараются соблюдать все технологические условия. А правообладателя защищает наличие регистрации в Роспатента, а также соблюдение всех требований, предъявляемых к региональным брендам, в том числе производство на территории бренда.
Тем, у кого регистрации нет, но хочет называть продукт региональным брендом нужно обратиться к истории своего региона или создать бренд с нуля.
Споры могут быть и за бренды, не имеющие ничего общего с региональными.
Такие споры могут возникнуть в ходе разрыва отношений между партнерами, учредителями или в связи с увольнением сотрудников, руководителя. Также споры могут возникнуть, если не был заключён договор о передаче прав между предпринимателем и дизайнером-художником, кто придумал и отрисовал бренд. Роспатент предусматривает специальные процедуры по аннулированию регистрации товарного знака, однако очень важно урегулировать отношения со всеми участниками, имеющими отношение к созданию и управлению брендом, своевременно и корректно.
Также споры могут возникнуть при недобросовестной конкуренции участников рынка. Некоторые предприниматели, выходя на рынок, стараются заниматься копированием уже известных и популярных на рынке брендов, однако такие действия можно и нужно пресекать. В данном случае правообладателя защищает наличие регистрации товарного знака. Федеральный закон о защите конкуренции предусматривает варианты защиты даже в тех случаях, когда у добросовестного предпринимателя нет зарегистрированной интеллектуальной собственности.
Спор может возникнуть, если у предпринимателя есть товарный знак, который никак не используется в хозяйственном обороте. В случае, если товарный знак не используется больше трёх лет с момента получения регистрации в Роспатенте, любое заинтересованное лицо может прекратить действие такого товарного знака. Таким заинтересованным лицом может выступать новый заявитель, претендующий на получение правовой охраны на бренд, сходный или тождественный с товарным знаком.
Некоторые компании могут регистрировать товарные знаки в поисках легкого дохода - для целей последующей продажи. В сфере интеллектуальной собственности таких «предпринимателей» называют патентными троллями. Однако законодательство предусматривает нормы прекращения охраны таких знаков, например, в случае неиспользование товарного знака.
В статье мы привели только некоторые виды споров, связанных с брендами. Снизить риски возникновения таких споров поможет внимательное отношение к деталям от создания бренда до момента получения Свидетельства на товарный знак. И пусть у каждого предпринимателя будет бренд и товарный знак, и даже не один!
А помощь в урегулировании споров стоит искать у специалистов по интеллектуальной собственности, например у наших коллег и друзей - IPhub