А взрослые когда-нибудь ленятся? Конечно, ленятся. Кто из вас хоть раз в жизни не говорил "Я не хочу на работу", "Мне так лень заполнять документы" или даже "Не пойду на встречу с друзьями, мне так лень"? Говорили почти все, хотя бы самим себе. Тогда почему у ребёнка нет права говорить: "Мне лень идти в школу", "Мне лень делать домашку" и "Мне лень идти с мамой в магазин"? Я считаю, что ребёнок имеет полное право говорить такое. Теперь, когда у него есть такое право, мы можем порассуждать дальше.
Понаблюдайте за собой. Что вы чаще всего чувствуете, когда говорите "Мне лень"? Наверняка, это не самые приятные чувства в мире. Например, усталость. Нежелание что-то делать до скрежета в зубах (например, при неинтересной для вас монотонной работе). Головная боль, какая-то другая боль. И даже приходя на работу, сделав документацию, погуляв с друзьями, можно в такие моменты почувствовать, что эти часы были прожиты зря. Такое происходит не тогда, когда у человека нет "силы воли", а тогда, когда у человека недостаточно мотивации.
Именно внутренней мотивации, а не "я куплю тебе новый ноутбук, если поступишь на бюджетное место" или "я лишу тебя сладкого, если будешь слишком долго смотреть мультики". Безусловно, с детьми такая мотивация работает на "ура". Но это совершенно не учит вашего ребёнка искать в себе внутреннюю мотивацию: "Я делаю это, потому что получаю от этого удовлетворение". Из-за этого ребёнок лишь привыкает искать себе внешнюю мотивацию: выбирать ВУЗ, где он будет учиться лишь чтобы мама с папой не поругали, выбирать работу, где есть злой начальник, который всегда поругает, и т.д.
Можно не любить вставать рано, но, уходя с работы, чувствовать удовлетворение от неё. Можно заставить себя пойти с подругой по магазинам, когда болит голова и не хочется этого делать, но, прощаясь, почувствовать себя лучше. Есть много таких всяких "можно" , в которых, в действительности, лень —это просто внутреннее состояние, которое человек в силах или не в силах преодолеть. В силах — когда есть мотивация (тут пока неважно, какая). Не в силах — когда этой мотивации нет или она очень слабая.
Мотивация, конечно, неважно, какая. Но, привыкая действовать по принципам кнута и пряника, человек не приобретает способности искать эту мотивацию в себе, из-за чего сильно ухудшается его жизнь. Например, кто вам будет более приятен: человек, который ходит на работу, потому что ему надо платить кредит, или человек, который приходит на работу, чтобы развиваться как профессионал и помогать обществу, потому что ему это действительно интересно? Как вы думаете, кому из них больше платят, кто более успешен в карьере и вообще в жизни?
Думаете, они никогда не ленятся? Ленятся, и ещё как. Но для всякого "мне лень" у них найдётся объяснение. И, если мотивация сильнее этого объяснения, он преодолевает эту лень самостоятельно, без всяких кнутов и пряников. Например, у меня есть подруга, она работает программистом, и у них есть в компании работница, которая уже 5 лет получает только 20 тысяч, хотя моя подруга, работая там же 2 года, получает уже 40. И каждый раз она мне задаёт один и тот же вопрос: "Чего она там сидит, если ей неинтересно, если она не хочет развиваться?". Я лишь пожимаю плечами. И это не от того, что моя подруга так любит вставать по утрам или читать книги по программированию или писать бесконечные коды поздно ночью. Ответ весьма прост: "неинтересно".
Так как помочь ребёнку?
- Выяснить причину его "лени". Это может быть что угодно: от уже перечисленных усталости и "неинтересно" до серьёзных заболеваний, приводящих к потери мотивации или к её слабой "работе". Для этого достаточно спросить у ребёнка "Почему тебе не хочется этого делать?", если у вас достаточный уровень доверия и если ребёнок не слишком маленький. Если ребёнок маленький, достаточно за ним просто понаблюдать: очень многое можно понять и со стороны. Если же уровень доверия недостаточный для таких разговоров, придётся повышать сначала его.
- Устранить эту причину. Легко сказать — иногда очень сложно сделать. Иногда родителям придётся сменить школу, стиль общения с ребёнком, поменять себя (это относится как раз таки к общению), поменять место жительства, водить ребёнка к специалистам и т.д. Есть, при этом, множество причин лени ребёнка, которые родители в силах устранить самостоятельно, порой даже без таких кардинальных мер: повышенная тревожность ребёнка, избегание неудачи ("у меня не получится, поэтому делать я не буду"), непонимание цели действия (всем известное "мне математика в жизни не пригодится"), отсутствие положительной мотивации ("зачем мне это делать, если меня всё равно будут ругать за ошибки?") и т.д.