Саграда Фамилия, парк Гуэль, дом Мила — эти строения уже давно стали визитной карточкой Барселоны. Они так же широко известны, как и имя их творца — Антонио Гауди.
Если в литературе есть писатели-фантасты, то в архитектуре к мастерам с богато развитой фантазией можно смело отнести Антонио Гауди, выдающегося каталонца, благодаря которому Барселона стала достоянием мировой культуры.
Имея феноменальные ум и проницательность, Гауди практически никогда не использовал чертежей. Его дар заключался в фантастическом умении представить в своем воображении строение, а впоследствии воссоздать его в камне.
Начало творческого пути
Место рождения будущего великого архитектора доподлинно неизвестно: согласно одним источникам, он родился 25 июня 1852 года в Реусе, другие утверждают, что Гауди появился на свет в пригороде этого городка — в Риудомсе.
Отец Антонио занимался ковкой и чеканкой по меди: потомственный кузнец, именно он уже с первых лет жизни сына привил ему интерес к рисованию и изображению зданий.
Мать Гауди, похоронившая до рождения Антонио двоих сыновей, с трепетом и беспокойством заботилась о своем третьем ребенке. Он рос хилым и слабым, его сводили с ума ревматические боли в ногах, успокоившиеся только к совершеннолетию. Одним из диагнозов, также поставленных будущему архитектору, был недуг, в простонародье называемый преждевременным старением.
В начальной школе Антонио всегда был в числе первых учеников по успеваемости, но вот его поведение оставляло желать лучшего. Потом, когда мальчика перевели в другую школу (очевидно, его проказы пришлись не по вкусу учителям), единственным предметом, занимавшим его, стала геометрия.
Попробовав себя однажды в качестве театрального художника во время школьного спектакля, Гауди понял, что его привлекает не классическая живопись, но «живопись в камне» — архитектура.
Закончив школу, он решил не поступать в высшее учебное заведение, а с благословения родителей попытать счастье в Барселоне. Сначала 17-летний Антонио устроился чертежником в городское архитектурное бюро. Потом он стал слушателем на курсах естественнонаучного факультета университета Барселоны. Гауди не оставлял своей мечты овладеть искусством зодчества и создавать собственные проекты.
Спустя четыре года после приезда в Барселону он стал студентом Провинциальной школы архитектуры. В учебе он был неутомим: наконец-то ему предоставилась возможность учиться тому, что нравится.
Он неоднократно выезжал на строительные площадки и, вдохновленный, возвращался из учебных поездок. Однако, несмотря на явный талант и успехи студента, учителя отмечали крайнее упрямство Антонио: в концептуальных спорах молодой человек доходил до неистовства и всегда был непреклонен. В 26 лет Гауди с большим успехом сдал все экзамены и получил вожделенный диплом архитектора.
Гауди и его неповторимый стиль
Отправившись в «свободное плавание», Антонио сначала тяготел к традициям неоготического стиля, крайне популярного тогда в Европе, потом он пробовал себя в модерне, псевдобарочном и готическом стилях. Знакомство с семейством Гуэль круто изменило его привычную жизнь: Эусеби Гуэль, богатейший текстильный магнат Каталонии, обладал значительными средствами и богатой фантазией, а Гауди как архитектор, воплощавший его мечты в реальность, — полной свободой самовыражения.
Важно отметить тот факт, что самый необычный архитектор Барселоны периодически подвергался критическим нападкам. Например, Джордж Оруэлл называл храм Святого Семейства, не достроенный ни при жизни Гауди, ни поныне, «одним из наиболее уродливых сооружений в мире».
7 июня 1926 года Гауди был сбит трамваем и пролежал некоторое время без сознания. Извозчики приняли его за бездомного из-за неопрятной одежды и отсутствия документов (к концу жизни Гауди практически полностью перестал следить за собой). Только на следующий день капеллан храма Саграда Фамилия нашел зодчего в больнице, но его состояние к тому моменту было уже критическим.
10 июня 1926 года великий архитектор скончался.