Банальных советов тут не будет. Я надеюсь, никто не заправляется на левых заправках, чтобы сэкономить полтинник с бака. И никто не рвет с места на холодном моторе. И никто не дубасит по ямам на полном газу или с нажатыми тормозами. И никто не делает развороты на ручнике на парковке. Но всё равно, есть о чем задуматься.
Долгий прогрев
Все в курсе, что зимой в морозы двигатель надо прогревать. Хоть чуть-чуть. А потом не надо бросаться во все тяжкие. Надо все делать постепенно, двигаться не спеша на небольших оборотах. Так и прогрев пойдет быстрее, и мотор не угробите.
Но другая крайность тоже вредна. Греть машину по 15 минут у подъезда - вредно не только для соседей, под чьими окнами вы стоите, но и для мотора. Особенно для современного с непосредственным впрыском. Переобогащенная смесь и холодные стенки цилиндров приведут к тому, что бензин не будет успевать испаряться полностью и будет смывать смазку со стенок. А дальше - здравствуй, задиры. Конечно, не сразу, но через три-пять лет вполне возможно. Вопрос только в том, кому достанутся эти проблемы: вам или новому владельцу.
Долгая работа на холостых
Стояние в пробках - это ещё одна крайность, в которой для мотора нет ничего полезного. В одной из своих прошлых статей я писал о том, что производители относят постоянное стояние в пробках тяжелыми условиями эксплуатации, при которых масло надо менять в два раза чаще. Но дело не только в этом.
Многие современные машины настроены таким образом, чтобы на холостых антифриз шел по малому кругу, а температура работы двигателя повышалась. Зачем это нужно? Во-первых, для экономии топлива, во-вторых, для экологии. А вот для двигателя высокие температуры, как вы понимаете, долгой жизни не сулят.
И даже если у вас нет управляемого термостата, долгая работа на холостых для машины - это всегда зло. Нет должного газообмена, масло коксуется, дубеют сальники и патрубки. А если после простоя ещё и резко стартануть, то точно будет детонация.
Постоянная езда на низких оборотах
В постоянной езде на низких оборотах нет ничего хорошего. Низкие обороты - это всегда высокие нагрузки на коленвал, плюс те же проблемы, что и при долгой работе на холостых.
Что интересно, к езде на низких оборотах нас подталкивают сами производители, настраивая автоматические коробки передач так, чтобы они переключались вверх уже при 1700-2000 об/мин при спокойной езде. Делается это, как и всё в автопроме, ради экономии топлива и экологии. Но такая забота может выйти боком.
Нужно хотя бы иногда пришпоривать машину. На ручной коробке передач можно держать обороты повыше самостоятельно, крутить двигатель хотя бы до 3000 об/мин, а на автоматах выбирать спортивный режим или время от времени продавливать педаль газа посильнее.
Короткие поездки
Постоянные короткие поездки (у меня так, к сожалению) сильно снижают ресурс мотора, аккумулятора, стартера, коробки. Особенно зимой. Дело в том, что двигатель и коробка не успевают выйти на рабочую температуру. И постоянно работают с повышенной степенью износа, с задубевшим маслом.
А у аккумулятора хронический недозаряд, потому что потребителей очень много: обогрев сидений, стекол, зеркал, лобового, руля, фары, музыка, стартер, на который повышенная нагрузка в мороз, а восполняться заряд за короткую поездку не успевает.
Стоим с выжатым сцеплением
Выжимать сцепление нужно только для того, чтобы включить или переключить передачу. Во всем остальных случаях левая нога на машинах с механической коробкой передач должна быть на площадке для отдыха.
Ошибки заключаются в том, что некоторые водители (особенно неопытные) стоят на светофоре с выжатой педалью сцепления и включенной передачей. А опытные удерживают машину на горке сцепление, чтобы она не откатывалась назад. А некоторые не переносят ногу с педали сцепления на площадку для отдыха левой ноги и тем самым все время педаль чуть-чуть нажата.
Это всё вредные привычки, которые укорачивают жизнь выжимному подшипнику и лепесткам корзины. В общем, вкладываться в замену сцепления придется раньше, чем вы думали.
Крутим руль на месте
А вот это наверное самая распространенная беда. В нынешних условиях тесноты парковок, водитель пытается влезть в любу щель, большого пространства для маневра нет, вот и приходится крутить колеса на месте. Зимой можно услышать этот скрежет шипов по асфальту, а потом заметить полукруглые царапины на асфальте.
В результате такого обращения с машиной вылетают шипы, рулевая рейка быстрее выходит из строя, ГУР и ЭУР работают с большой нагрузкой, что явно тоже не на пользу долголетия. Водителям машин с ГУРом (особенно не новых) ещё можно посоветовать не оставлять колеса выкрученными в сторону во время стоянки. И вообще не держать колеса вывернутыми до упора дольше пяти секунд (не выворачивать их заранее на светофоре или при развороте, когда пропускаешь встречных). Идеально, когда колеса поворачиваются не на месте, а хотя бы на минимальной скорости. Иначе ремонт будет преждевременным и дорогим.
Ещё интересно: Как часто менять моторное масло? Как делают японцы на своих машинах
Где покупать масло, чтобы не нарваться на подделку
"Срок жизни подвески не зависит от того, как ты ездишь"