Вопрос, на первый взгляд, звучит очень странно. Но давайте сразу определимся: если у ребёнка есть классические логопедические проблемы (неправильное произношение звуков и букв, заикание, картавость, шепелявость и т.д.), то, естественно, что отказываться от услуг логопеда нельзя.
На поставленный вопрос надо смотреть по-другому: когда у ребёнка выявляют дислексию, дисграфию, то первым делом его отправляют к логопеду. Кажется вполне логичным: если есть трудности с чтением и письмом, то здесь нужна логопедическая помощь. Однако постоянные отзывы родителей, которые обращаются в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе каждый раз доказывают, что детям-дислексикам занятия с логопедом практически не помогают, точнее, от них просто нет никакого результата. Почему так происходит, можно узнать в отдельной статье.
При дислексии бегло читать вслух ребёнку не позволяет не только рассогласованность полушарий головного мозга (а это и есть одна из основных причин дислексии), но и слабый артикуляционный аппарат, слабо развитые лёгкие.
Чтобы читать, надо дышать!
Это первое, что слышат дети и родители, когда приходят к Татьяне Валерьевне на диагностику, чтобы разобраться, почему у ребёнка так много занятий и столь низкие результаты в технике чтения и письма.
Тренируем лёгкие – улучшаем навык чтения, преодолеваем дислексию!
Именно так может выглядеть краткая цепочка, которая позволяет избавиться от многих дислексических проблем. Конечно, одной тренировки лёгких будет недостаточно, но это будет отличный старт на пути по преодолению дислексии.
Для чтения и письма крайне важен выдох, который должен быть продолжительным и осуществляться через рот, собирая губы в артикуляционную позицию (трубочку), потому что именно так мы тренируем выдох и артикуляционный аппарат, чтобы чётче говорить и читать вслух, да и грамотно писать.
От продолжительности выдоха зависит продолжительность фразы, которую мы говорим, пишем и читаем.
Именно поэтому в комплексе ежедневных занятий ребёнка-дислексика должна присутствовать речевая гимнастика, которая позволяет развить т.н. «речевое дыхание».
Теперь же обратимся к бегу, который является одним из самых доступных видов физической активности.
Конечно, его нельзя рекомендовать, если имеются определённые проблемы со здоровьем, но вот активная ходьба точно никому не повредит и будет прекрасной альтернативой пробежкам!
В пользу бега (неинтенсивного, на незначительные дистанции) при дислексии говорят следующие аргументы:
- Бег тренирует дыхание. Именно бег позволяет ребёнку почувствовать, что значит выражение "Открылось второе дыхание". А ведь в учёбе основное качество, которое требуется - это быть готовым справиться, когда уже всё надоело или вообще делать не хочется, а надо.
- Бег - это циклический вид физической нагрузки, то есть ему свойственна смена режимов напряжения и расслабления.
- Во время бега улучшается питание кислородом сердца, легких, мозга, разгоняется застоявшаяся кровь, особенно в области малого таза и брюшной полости. Соответственно, стимулируется работа мозга, а именно это и надо дислексику – заставить мозг более активно работать, в первую очередь, требуется «прокачка» мозжечка.
- Развитие выносливости, в том числе к монотонному труду. Опять же, это то, что требуется детям-дислексикам, большинство из которых просто не выносят выполнения однообразных работ.
Если хотите, чтобы и ваш ребёнок с таким же удовольствием занимался уроками дома, начните бегать. Начать можно с выходных дней.
Конечно, при беге крайне важно соблюдать правильную технику и не переутомляться. Если на первых порах сложно продержаться в течение 5-10 минут, то начните с активной ходьбы. Только ей надо заниматься регулярно, оптимально – каждый день, а продолжительность прогулки – не менее часа. И одновременно надо следить за техникой дыхания, ведь дышать надо ритмично, согласуя дыхание с ритмом движения.
Каждый день по часу на прогулку!
Да, что вы, откуда у нас столько времени!
Именно такие комментарии я нередко слышу от родителей детей с трудностями в обучении. НО ... именно таким родителям очень важно осознать, что у ребёнка много времени уходит на уроки и по той причине, что в повседневной жизни современного ребёнка практически отсутствуют естественные приемы стимуляции мозга.
При дислексии, дисграфии требуется ежедневная и естественная стимуляция мозга в повседневной жизни ребёнка.
В советское время, о котором так часто вспоминают в комментариях к статьям на нашем канале, дети бегали чуть ли не целыми днями во дворе и в парках, а домой забегали минут на 20, чтобы быстренько написать "домашку". А сегодня уже есть дети, которые не умеют бегать!
Дети советского времени прежде, чем начинали учиться писать в прописях, уже умели прыгать на скакалке, убегать, играя в салки, бить мяч и увертываться в игре "вышибала".
Бег, активная ходьба – это очень эффективные упражнения, которые повышают согласованность в работе полушарий мозга и помогают справиться с дислексией, дисграфией.
На самом деле полезных упражнений, направленных на обеспечение согласованной работы полушарий головного мозга, гораздо больше (читайте о них здесь).
На Youtube-канале учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе
вы найдёте ещё больше полезной информации о том, как самостоятельно можно решить большинство дислексических трудностей. На канале представлено много видеоотзывов и историй учеников Татьяны Гогуадзе, которые успешно справились со своей дислексией и открыли заново для себя радость чтения и учёбы.