Найти в Дзене
Техника и жизнь

«Bombardier» прекратила поставки авиадвигателей, используемых для военных дронов «Bayraktar TB2»

Rotax 912ULS - именно он стоит на «Bayraktar TB2» (Wikipedia.org)
Rotax 912ULS - именно он стоит на «Bayraktar TB2» (Wikipedia.org)

Перевод статьи Канадской телерадиовещательной корпорации (CBC) и мой комментарий к нему

Канадская компания заявила, что только недавно стала осведомлена об использовании их двигателей на беспилотных летательных аппаратах военного назначения.

Bombardier Recreational Products (BRP) (Развлекательные продукты Бомбардье́) объявила о прекращение поставок авиадвигателей в «страны с их неясным применением» ввиду сообщений, что двигатели из таких поставок используются в турецких боевых беспилотниках, применяемых Азербайджаном против армянских сил в Нагорном Карабахе. Расположенная в Квебеке компания – более известная по своим снегоходам Ski-Doo и Lynx, заявила, что стала обеспокоена с прошлой недели применением ее двигателей, предназначенных для целей отдыха и развлечения и произведённых ее австрийским подразделением – фирмой Rotax, на турецких БПЛА «Bayraktar TB2».

«Bayraktar TB2» (Wikipedia.org)
«Bayraktar TB2» (Wikipedia.org)

«Мы с недавних пор стали обеспокоены, что двигатели Rotax в настоящее время используются на военных БПЛА и немедленно начали всесторонне расследование» - написал в электронном письме для Международного Радио Канады Мартин Лангельер (Martin Langelier) главный вице-президент и пресс-секретарь Bombardier Recreational Products. «В настоящий момент, мы прекращаем поставки авиадвигателей в страны, где неявны цели их применения». – из того же письма

Контроль экспорта и «гражданская» техника

Лангельер утверждает, что все авиадвигатели Rotax разработаны и произведены в Австрии исключительно для гражданских целей и прошли сертификацию только для гражданского применения. Канада остановила большую часть военно-промышленного экспорта в Турцию в октябре 2019 года из-за турецкого вторжения в северо-западные районы Сирии. Майкл Кимпайе (Michel Cimpaye) пресс-секретарь МИД Канады говорит, что экспорт товаров из «списка регулируемых товаров» (Export Control List) требует разрешения только в случае экспорта из самой Канады. К этому он добавил, что товары и технологии, экспортируемые из другой страны, являются предметом экспортного контроля именно этой страны. Габриэль Юн (Gabriele Juen) пресс-секретарь МИД Австрии сказал, что моторы Rotax используемые в различных мотоспортивных изделиях и в беспилотниках могли быть использованы: «во множестве предназначений исключительно гражданского применения». «Список Европейского Союза продукции двойного назначения не упоминает моторы для БПЛА как такие товары» - сказал Габриэль Юн. «Как следствие нет утвержденного запрета по австрийским законам, которые регулируют экспорт товаров оборонного назначения».

Ударный дрон производства США MQ-1B "Predator" - он также оснащался двигателями Rotax (Wikipedia.org)
Ударный дрон производства США MQ-1B "Predator" - он также оснащался двигателями Rotax (Wikipedia.org)

Лазейки в режиме контроля вооружений

Келси Галлахер (Kelsey Gallagher) исследователь в группе по проблемам разоружения «Проект плуг» (Project Ploughshares), которая изучала канадский экспорт технологий БПЛА в Турцию. Галлахер заявляет, что факт наличия гражданских двигателей производства «Bombardier Recreational Products» на турецких боевых беспилотниках показывает серьезные пробелы в режиме международного контроля за вооружениями. «Я думаю это говорит о факте, что такие компоненты как двигатели следует более тщательно контролировать, по образцу, регулирования обычных вооружений» - сказал он. «Часто, двигатели не контролируются также как оружие и военная техника, даже если они являются такое же неотъемлемой частью конструкции аппарата, как и другие его компоненты».

Также отличительной особенностью дронов «Bayraktar TB2» являются оптические сенсоры и прицельная систем, произведенные канадской фирмой L3 Harris WESCAM в провинции Онтарио. В понедельник (статья от 25.10. 2020- примечания автора перевода), представитель министерства обороны Армении продемонстрировали детали, как они заявили БПЛА «Bayraktar TB2» и его оптической и целеуказательной системы производства Канады, вместе с мотором Rotax. Пресс-секретарь Министерства Обороны Армении заявила, что «Bayraktar TB2» был сбит силами ПВО Армении в четверг (статья от 25.10. 2020- примечания автора перевода) в ходе боев в Нагорном Карабахе. Премьер-Министр Армении призвал страны – поставщики компонентов для турецких беспилотников последовать примеру Канады и прекратить экспорт таких компонентов в Турцию.

Бои в Нагорном Карабахе, сепаратистском районе Азербайджана, населенном этническими армянами, начались 27 сентября. Это наиболее значительный всплеск вооруженных столкновений, начиная с заключенного при посредничестве России перемирия, прекратившего боевые действия в 1994 году. Армения постоянно обвиняет Турцию в снабжении Азербайджана оружием, включая беспилотники и реактивные истребители F-16, так же как в отправке военных советников и наемников из числа сирийских боевиков, для участия в военных действиях. Представители Армении также обвиняют Азербайджан в использовании турецких БПЛА не только по военным целям, но и для целеуказания ударов по гражданским целям как в Нагорном Карабахе, так и в самой Армении. Турция и Азербайджан опровергают эти заявления. Турецкое посольство не отвечает на просьбы откомментировать.

Представители МИД Канады говорят, что они расследуют внимательно возможное использование канадских технологий и «продолжим исследование ситуации». Министр иностранных дел Франсуа-Филипп Шампань (François-Philippe Champagne) отменил разрешение на экспорт оптических датчиков и целеуказательной системы WESCAM 6 октября. Однако, глава МИД сказал на брифинге в четверг для членов парламента по ситуации в Нагорном Карабахе, что он не может объяснить почему было сделано исключение для этих изделий ранее, ведь данное эмбарго было введено в 2019 и подтверждено в апреле этого года. Представ перед постоянным комитетом по иностранным делам и международным отношениям, Шалини Ананд (Shalini Anand), исполняющая обязанности генерального директора по экспортному контролю в министерстве иностранных дел Канады, сказала, что она не может обсуждать спорный вопрос выдачи разрешения по причине «коммерческой тайны».

Премьер-Министр Джастин Трюдо (Justin Trudeau) особо обсуждал вопрос экспорта WESCAM в Турцию с турецким президентом Реджеп Тайип Эрдоганом (Recep Tayyip Erdogan) в течении телефонного разговора с ним в апреле, согласно анонимному источнику Международного Радио Канады. Снова этот вопрос обсуждали во время их телефонного разговора от 16 октября по данным офиса Премьер-Министра.

Автор оригинального текста на английском Левон Севунтс (Levon Sevunts)

Оригинал публикации от 25 октября 2020 года тут.

Комментарий к тексту автора перевода.

Еще в 2017 году было прекращено сотрудничество Германии и Австрии Турцией по производству и разработке двигателей для перспективного турецкого танка Алтай. В итоге программа его производства до сих пор буксует из-за проблем с созданием такого двигателя Турцией самостоятельно. Вместе с тем надо отметить, что Турция учла уроки из этой ситуации. В 2021 году должны начаться поставки вооруженным силам Турции нового ударного беспилотника «Bayraktar Akinci». Он будучи еще более крупным и тяжелым, чем «Bayraktar TB2» создан в сотрудничестве с Украиной. Украинские специалисты предоставили для него свои турбовинтовые двигатели АИ-450, композитные материалы и помогли с расчетами конструкции. Прицельная система на нем национальной турецкой разработки.

«Bayraktar Akinci» (Wikipedia.org)
«Bayraktar Akinci» (Wikipedia.org)

Обращает внимание, что несмотря на заявления представителей фирмы Rotax, их двигатели традиционно широко используются на боевых БПЛА. В частности, на первом серийном ударном дроне MQ-1 «Predator» производства США стоял двигатель Rotax 914F и это лишь один из примеров.

Rotax 914 (Wikipedia.org)
Rotax 914 (Wikipedia.org)

Мы для своих новых ударных дронов также создаем свои авиадвигатели, иностранные двигатели могут быть только на этапе испытаний. Это нормальная практика в создании летательных аппаратов. К ней часто прибегал и Советский Союз в годы становления своей пилотируемой авиации.

Перевод текста Канадской телерадиовещательной корпорации (CBC) и комментарий к нему - Федор Болдырев 2020©

Любые попытки устроить политические, национальные и религиозные споры в агрессивной манере будут пресекаться баном.

Моя публикация о проблемах борьбы с БПЛА тут.