Найти тему
Бард-Дзен

Интуиция или понимание. Важные аспекты работы над песней.

Это для тех, кто забыл, что разговоры наши о творчестве связаны с детско-юношеским фестивалем песни "Зеленая карета"
Это для тех, кто забыл, что разговоры наши о творчестве связаны с детско-юношеским фестивалем песни "Зеленая карета"

Я сделал небольшую паузу перед этой темой не нарочно. Просто сам-то никак не мог найти решения этой важной беседы. Да еще и так ее написать, чтобы не прослыть законченным занудой.

Понимаете, ведь очень многие даже известные барды, особенно из числа исполнителей… Да что там, я и сам, пока выступал достаточно много, в решении песен своего репертуара очень часто руководствовался именно интуицией. Вернее, не так. Не именно интуицией, а в основном интуицией. Конечно, решая новую песню я все равно искал там какие-то очень важные детали, которые непременно нужно было сделать – какие-нибудь необычные гармонические ходы, ритмические или интонационные акценты. Но, найдя два-три ключевых момента в решении, я обычно считал работу законченной и всему остальному позволял уже звучать так, как кривая вывезет. И это – нормальный подход к решению. Другое дело, что я, наверное, всегда мог бы объяснить почему и как именно получилось такое вот решение.

Ну, предположим, я-то – очень неудачный пример. Лет 20 с лишним опыта ведения мастерских и работы в жюри кого хочешь научат говорить и понимать практически весь цикл работы над песней до момента выхода к зрителю. Да и сам этап исполнения тоже вполне понятно объясняется через этот опыт. Но и у нас ведь тут не концерт, а некоторым образом учебный процесс. Поэтому этот самый баланс между интуицией исполнителя (или его педагога) и пониманием всего процесса невероятно важен.

Казалось бы, интуиция – штука крайне полезная, и она способна спасти исполнение в любом случае. Вытащить его на приличный уровень. Но тут нужно понимать про свою интуицию очень много, и знать, где ей можно довериться, а где все же стоит лучше вспомнить освоенные уроки и положиться на них.

Откуда она вообще берется? Присутствует она в человеке от природы, или так же, как умение играть на гитаре развивается и совершенствуется. И если второе, то какими упражнениями ее можно прокачать?

Но, прежде, чем поговорить об этом серьезно, я хочу против правил показать сразу два ролика подряд одного дуэта. Семейный дуэт - Даниил и Галина Захаровы. В качестве педагога названа Галина Захарова.

Посмотрели? Точно посмотрели? Тогда, пожалуйста, назовите мне 10 отличий исполнения этих песен. Хорошо, не 10, назовите 3. Можно пробежаться по «блохам», конечно, и 3 внешних отличия найти. 10 – это даже для экспертов будет сделать невозможно. Их просто нет.

Но, выложенные в Дзен ролики этого дуэта набирают просмотров в разы больше, чем остальные. 41 тысяча просмотров. Тогда как у остальных видеозаявок просмотров меньше 10 тысяч. О чем это говорит? А вот не спешите с выводами.

Фестиваль «Зеленая карета» формально не имеет конкурса. Эксперты просто формируют из полученных заявок концерт. И участие в концерте – автоматом лауреатство. А вот в условиях конкурса? Причем, конкурса среди этих же участников в борьбе, скажем, за три призовых места стали бы эти исполнители лауреатами? Конечно нет. Больше того, если бы мы решили включить в жюри такого гипотетического конкурса и Галину Захарову, все равно не стали бы.

Такой парадокс объясняется очень просто. Галина прожила на фестивальных полянах и в клубе песни ДК имени Солдатова большую и очень насыщенную жизнь. И ее бардовская интуиция стопроцентно подсказывает ей как попасть в ожидания самой многочисленной бардовской аудитории. То есть, той аудитории, которая сама поет так же – на одной интуиции. А то и вовсе не поет, и даже не задумывается о том, что песня – это не только хороший вкус и вдохновение, это еще и серьезный творческий труд, а просто любит само это песенное направление – авторскую песню. Этим людям не очень важно, что лучше, что хуже, а что просто не сделано никак. Это – очень невзыскательная публика.

Конечно, вызывает не просто уважение, а даже и восхищение сам факт, что Галина создала такой вот семейный дуэт, приобщила к хорошей песне сына. Но, согласитесь, на одном этом развития исполнительских достоинств этого дуэта не предвидится. Поэтому на разборе эксперты говорили о необходимости найти уже педагога, который будет с ними работать не только на основании их развитой интуиции, но еще и на понимании того, как бы из этой интуиции извлечь максимальную пользу. Не только для самого дуэта, а и для нашей песни в целом.

Ну и стоит, конечно, показать пример не интуитивной, а на сто процентов осмысленной работы над решением песни. И сравнить полученные результаты.

Антон Бушмакин. Студент ПГНИУ. Воспитанник клуба песни «Бард-альянс» Ольги Пономаревой. В видеозаявке Антона нынешний педагог не указан. На моей памяти (а я Антона знаю давно, еще со средней школы) Антон не стеснялся обращаться к самым разным педагогам самостоятельно.

Антон – трудяга, конечно. Он всегда таким был, и с возрастом тщательность работы и ее осмысленность только усилились. Тут вообще нет опоры на чистую интуицию. И, конечно же, просто не может быть попадания в ожидания большинства населения любой фестивальной поляны. Но задайте себе вопрос – а если бы Антон пел в конкурсе, в котором вы бы сидели в жюри, каков бы был результат? Вот то-то и оно, друзья.

Я вам больше скажу, и та самая невзыскательная публика, о чьих ожидания мы уже поговорили, оценила бы Антона тоже высоко. Потому, что и невзыскательная публика интуитивно ждет того исполнителя, который обманет их ожидания в лучшую сторону. Они об этом не думают, конечно, но интуиция-то у них – будь здоров.

Ну, и в качестве небольшого резюме к этому тексту стоит сказать вот что:

· Интуиция – штука не вредная, но если она не развита исполнительским опытом, умением общаться на фестивалях с очень разными людьми (не только из своей компании и своего круга), хорошим знанием нашей песенной культуры, доверять ей нужно очень осторожно.
· Интуиция не заменяет осмысленности работы над песней, а только помогает в этой работе. Понимать, что ты делаешь и почему все равно нужно, какой бы развитой не была твоя интуиция.
· Понимание этапности работы, понимание главных составляющих каждого этапа работы и умение этим пониманием правильно распорядиться намного важнее интуиции.
· На одной интуиции невозможно стать хорошим исполнителем

И главное, пожалуй, если вы чрезмерно доверяете своей интуиции, готовьтесь к тому, что ваше исполнительство гораздо быстрее станет похожим на ремесленничество, чем если бы вы работали осмысленно и с пониманием. Это же очень просто понять – интуиция, которой вы руководствуетесь без понимания самой технологии работы оставит вас в результате с очень ограниченным набором исполнительских приемов. И вы будете их раз за разом повторять в таких песнях, для которых ваши освоенные приемы вовсе не подходят, вы будете использовать одинаковое решение любой песни, и в конце концов, вы будете вынуждены подбирать только такой репертуар, который способна освоить ваша интуиция. А это уже – чистая попса, друзья. Не за ней мы в нашу песню пришли, и не за этим в этой песне живем.