Второй вопрос (после "какую камеру выбрать") у начинающего фотографа - а как все это происходит?! Где брать идеи для съемки? Кого снимать, где, как оно вообще происходит и с чего надо начинать?!
Первым делом нужно разложить все на этапы, прояснить что за чем следует и поступательно приниматься за дело. В этой статье я сам для себя разбираюсь в сложностях организации и почему мне так редко удается снимать то, что хочется.
Начать надо с того, что бытует мнение, будто фотограф - свободен и ни от кого не зависит. Да, но нет. Свободен, но кушать-одеваться-купить автомобиль и квартиру нужно не меньше тех, кто работает в офисе и на заводе. Нужно планировать доходы и расходы, одеваться, покупать и обновлять технику регулярно, постоянно тратить на софт и обновления нужного ПО, нужно вкладывать в продвижение и SEO своих ресурсов в Интернет, нужно эти ресурсы создать и вложиться в рекламу. Нужно много работать, снимать и при этом успевать показывать миру свои успехи.
Итак, чтобы организовать съемку, нужно:
1. Определить тему съемки.
Тема съемки определяет все то, что я буду делать дальше. Что мне нужно найти, каких специалистов или моделей привлечь, в каком месте я буду снимать и какое оборудование мне потребуется. Не обязательно думать неделями над этим вопросом, нужно просто для себя прикинуть небольшой список тем и работать над каждой по очереди.
Если я уже понимаю направление своего развития, куда я хочу двигаться и что я хочу снимать - все становится чуточку проще. Когда не понимаешь еда-пейзажи-девушки-парни-машины-интерьеры-пейзажи-муравьи-цветочки - вот тогда гораздо сложнее. Поэтому не зря есть этот совет для новичков: начните! Выбирайте что то одно и вперед, оценить объемы работы, прикинуть ресурсы и отбросить лишнее.
Для того, чтобы не потеряться в темах, что мне хочется снимать - я использую Pinterest. Вот ссылка на то, как я организую свои доски - смотреть.
2. Место для съемки.
После того, как с темой я определился - где буду снимать? Студия или интерьер, дома или на локации? Под мостом, на крыше, в бассейне? Нужно решить вопросы простые и понятные, как добраться и как доставить на место все, что необходимо. Если съемка планируется на улице - надо понять, как выглядит локация. Желательно съездить на место заранее, чтобы оценить и прикинуть. К примеру, сейчас мы обсуждаем ночью съемку портретов с моделью, нам хочется найти интересное место:
Мы определились с темой и обсуждаем локацию, нужно оценить то, как место выглядит и сможем ли мы реализовать нашу идею.
3. Команда. Стилист, визажист или повар/столяр - модели?
Конечно, есть масса вопросов, которые будто идут раньше этого, просто понимайте, что мой список - условный, он не определяет важность того или иного этапа. Все этапы важны в процессе организации и с какого пункта вы начинаете - это ваше дело. К примеру, если у вас есть кондитер с тортами, то вопросы "какую тему я буду снимать" - отпадают сразу. Всегда это учитываю.
Не на каждую тему требуются помощники, ассистенты или костюмер с визажистом. Но когда решил снимать автомобили, тогда одному управиться на площадке сложновато.
Если говорить о моделях и специалистах для съемки людей, я делаю так:
Просто, как пример, когда только начинаешь в таких группах можно найти единомышленников и попробовать организовать интересный проект с кем то еще. Вместе - легче! Точно так же можно искать и других нужных ребят. Начинающие визажисты, модели или стилисты могут откликнуться на интересный запрос и помочь в реализации идеи.
4. Список всего необходимого.
Мне легко составлять списки, может я уже научился этому за годы своей работы... но списки у меня есть везде))
Так же, я всегда делаю муд-борд или раскадровку. Собираю разные кадры, как примеру того, что я хотел бы снять раскрывая нужную мне тему. К примеру, этим летом я загорелся идеей снять в поле пикник. Сделать съемку в стиле "деревенский фэшн", я сам его так называю. Сделать просто и стильно, без помпы, и для этого я снова отсылаю вас в свой пинтерест: здесь я собираю кадры, которые напомнят мне в процессе, что я хотел снять.
Так же надо прикинуть и составить список оборудования. Стойки, вспышки, провода? Реквизит? Регулярно на съемки хватаешься и ищешь батарейки, прищепку или что нибудь еще, о чем помнил, но не положил в рюкзак. О списке реквизита - маст хэв! Я вообще умолчу, он нужен обязательно, пусть даже в картинках на доске в пинтересте.
5. Тестовые кадры.
Часто случается так, что модель не подходит, локация не катит, оказывается солнце высоко/низко. Нужно прикинуть, как выглядит реквизит, сочетается ли. Поэтому я бы организовывал тестовую съемку до того, как начал какие то масштабные действия. Конечно, когда речь идет о том, что мне хочется сфотографировать яблоко на белом фоне... блин, даже в этом случае я собирал себе место два раза. Каждая попытка дала мне нужную информацию. Сначала я понял, сколько вообще места мне требуется для реализации простой идеи, а потом понял, какие держатели/отражатели/фоны мне нужны.
Так как на съемке нужно много всего собрать в одном месте для нужного результата - без понимания что и как работает обойтись сложно.
Например тогда, когда я загорелся идеей снять силуэт самолета на фоне солнца во время заката - я больше недели искал место, подбирал время, выжидал погоду и в конце-концов понял, что у меня нет нужного объектива. Солнце слишком маленькое и самолет его закрывает или когда самолет тоже меленький - он по своей траектории не касается светила. Тот кадр я так и не сделал, хотя отснял много всего, пока пытался поймать нужную мне рыбу. :)
Вывод из всего этого простой: во всем и всегда нам нужен опыт. Когда знаешь место, понимаешь свои объективы и камеру, модель опытная и вы давно дружите, яблоки не убегают с предметного стола, а штатив не шатается - все проходит гладко. Но стоит в это уравнение внести парочку неизвестных - все может посыпаться очень быстро. Подготовиться ко всему заранее нельзя, нужно уметь реагировать правильно и разруливать ситуации комфортно. Если что то не сложилось - вот он съемочный интерес, процесс организации и самой съемки затягивает. Это действительно интересно и хочется повторять раз за разом.
Этот кадр снят дома, в моей студии, а на фоне стоит синяя сумка из Икеа для создания нужного оттенка. Да, все может быть проще, чем кажется)
Хотите почитать больше моих материалов?
- здесь первая часть саги о том, как я стал фотографом - читать статью
- а здесь можно почитать о том, как у меня идут дела в работе с микростоками - читать статью
- а тут заметка о том, почему фотография - это работа мечты.
Текст: Евгений Старков
Фото: Евгений Старков
посмотреть портфолио: estarkov.ru
посмотреть мой инстаграм: @evgenystarkov
связаться с автором или заказать съемку: mail@estarkov.ru