Меня зовут Алсу Копылова. Я мама двух дочерей и двух мальчишек. Хочу поделиться с вами своим опытом коммуникации с ребёнком-подростком.
Моей старшей совсем скоро исполнится 14 лет. Непростой период жизни как для неё, так и для меня. Уверена, что эта история найдёт отклик в душах многих читателей.
Когда-то все взрослые были подростками и проживали этот период по-своему. И я была дочерью-подростком, заставляя сердце моей мамы биться чаще, волноваться за благополучие своего непутёвого ребёнка. Сейчас это происходит со мной. Я мама и, без сомнения, желаю своей дочери только лучшего, часто говорю ей, что взрослым виднее. Это мечта всех мам — чтобы их девочки росли правильными и прилежными. А почему? Хорошие девочки не попадают в неприятные истории, усердно учатся и приходят домой с секции до 20:00. Кто-то скажет: «Идеальный ребёнок». Так ли это?
Психолог наверняка сказал бы, что такое поведение родителя неверно, а может быть, это даже насилие над личностью. Возраст от 10 до 14 лет — это сложный для подростка период, как биологически, так и психоэмоционально. Идёт перестройка организма и переоценка ценностей. И всё это на фоне гормональных бурь, изменения форм тела, привыкание к новому себе, уже взрослеющему человеку. Представляете, как им непросто справиться с этим? А нам с ними… уф!
Живёшь свою обычную жизнь родителя: школа, уроки, ссоры, обнимашки. И тут к тебе приходит дочь и спрашивает: «Мама, а ты пробовала курить? А тебе понравилось?» Да-да, эта история произошла со мной пару недель назад. Пришло осознание: началось!
В голове прозвучала фраза: «ЗАПРЕЩАТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗГОВАРИВАТЬ». Куда поставить запятую и какую стратегию поведения в отношениях с ребёнком выбрать, каждый, конечно, решает сам. Я же подошла к этому вопросу, проанализировав реакции на запреты и вспомнив свои эмоции и ощущения в таком же возрасте. Решение: РАЗГОВАРИВАТЬ!
Как на человека действуют запреты? Библейский сюжет демонстрирует наше отношение к «нельзя». Всегда тянет открыть ящик Пандоры. Причем чем сильнее и необоснованнее НЕЛЬЗЯ, тем порой большее искушение вызывает то, что под запретом.
Когда я разговариваю со своей старшей дочерью Софией, всегда стараюсь ставить себя на её место: как бы отреагировала я, как бы я воспринимала свою маму? Главная моя цель и стратегия — быть для неё другом, которому она сможет всё рассказать, ведь только тогда я смогу быть по-настоящему рядом с ней в трудный момент. Крики и скандалы могут только отдалить от меня дочь. Признаюсь, иногда бывает очень сложно не сорваться.
Ещё 20 лет назад курили поголовно все. 30 лет назад, в 90-е, обстановка была ещё хуже. Все стреляли сигаретку, предлагали девушке прикурить, пытаясь понравиться, а девчонки курили, дабы продемонстрировать свою взрослость. Благодарю родителей, что сумели отбить у своих чад всякое желание делать это. В школе нам однажды показали фильм о том, что происходит с телом человека, который злоупотребляет табаком и алкоголем. Меня это так зацепило, что хватило аж до 18 лет. Всё было после… Пробовала, но не сложилось. И слава богу!
Своим детям я говорю так же: вы можете пробовать и делать всё что хотите после 18 лет, когда ответственность за ваши решения полностью ляжет на ваши плечи. Мы с вами понимаем, что полностью осознавать ответственность и принимать взвешенные решения наши дети начнут позже, но, во всяком случае, это будут уже их решения и выбор, за которые потом точно не прилетит: «Ну мам!»
Я поняла, что не имеет смысла запрещать то, что мы, родители, делаем сами. Например, алкоголь. Насладиться бокалом хорошего вина, выпить за здоровье текилу, разумеется не каждый день, допустимо в нашей семье. Дочь растёт, наблюдает за «взрослыми» застольями, запоминает, как чокаются и наслаждаются напитком в бокале. А потом копируют нас. Дети — наше зеркало. Если вы пьёте сами, вы не можете кричать на ребёнка и запрещать ему. Если вы курите, то запреты будут необоснованными в голове подростка. Единственное, что вы можете делать, — это пытаться объяснять снова и снова, разговаривать и делиться опытом, но не раздавать приказы, не подавлять личность подростка, ищущего себя в этом непростом мире. Это не подходит для поколения Z. Старые методы воспитания больше не работают, а вот проблемы «отцов и детей», видимо, остаются вечными.
Недавно я нашла у своей дочери электронную сигарету после выходных у подруги, в которой я была уверена. Мы говорили долго в тот вечер. Даже немного пожалела, что отпустила к друзьям. Социализацию сложно переоценить. Подросток всё равно будет всё пробовать! Хотите вы этого или нет. Но если вам важно знать, что с ним будет происходить, сохраните доверие, постройте мост между вами и детьми на понимании, взаимном уважении, воспоминаниях о себе в этом возрасте и поддержке во всём. Пусть всё его познание взросления будет проходить без страхов и угроз наказания, а дома, под вашим присмотром, с вашим пояснением и доверием, чтобы дети не хотели потерять это доверие. Если подросток открыт с вами — это достижение.
О том, насколько правильной и рабочей окажется моя стратегия, мы узнаем со временем. Впрочем, это уже совсем другая история...