Найти тему
Павел Великанов

С чего начинается любовь к Богу? С любви к себе...

Любовь к себе, не есть эгоизм, но есть открытие самого себя, достойного любви, созданного по образу Божьему. Как имеющего искорку Божества, которую нам предстоит развить и раздуть её в настоящий пламень, огнь любви, от которого окружающие будут греться и утешаться. Если человек в себе не видит ничего хорошего, за что можно зацепиться, его фокус внимания будет простираться вовне себя, и он будет создавать искусственные подпорки, которые постоянно будут рушиться, создавать ему новые проблемы до тех пор, пока он, всё равно, не нырнёт внутрь самого себя.

Когда преподобного Иосифа Исихаста спросили: «Как так получилось, отче, что на всей Афонской Горе ты оказался самым успешным в духовном делании молитвенником, стяжавшим дар непрестанной Иисусовой молитвы?», он ответил очень просто: «Я ничем другим не занимался, кроме одного – я познавал себя».

Взгляд внутрь себя, то «внутрьпребывание», о котором писал святитель Феофан Затворник – и является тем самым мощным источником энергии, источником силы для движения по направлению к Богу, по направлению к окружающим, без которого, что бы мы ни делали, все будет разваливаться.

То есть, принцип очень простой: заглядывая внутрь себя, начиная понимать себя, начиная принимать себя, начиная открывать себя Богу и, тем самым, позволять Богу в нас расставлять должное от недолжного. После этого мы можем начинать уважать других людей. Тот, кто не уважает других людей, он, прежде всего, не уважает сам себя.

Фото: Ольга Тупоногова-Волкова
Фото: Ольга Тупоногова-Волкова

Человек начинает себя понимать, когда разрешает себе быть искренним в проявлениях своих желаний. Когда он сам для себя может честно ответить – чего я хочу, чего я не хочу. При всей тривиальной постановке вопроса, в реальности всё оказывается гораздо сложней. Потому что, как только человек начинает глубоко копаться в себе и задавать себе этот вопрос, тем ему сложнее ответить на вопрос: «Я на самом ли деле, вообще, чего-то хочу? Или просто я нахожусь в каком-то расслаблении и меня несёт туда, куда я не хочу, и, какая разница, куда ни принесёт, всё равно будет всё одно и то же?»

Позиция христианина – это позиция человека сознательного. Человека, который понимает, что происходит, чего он хочет от жизни. А как же быть с согласованностью с волей Божией? Бог хочет, чтобы люди жили в состоянии счастья. Бог хочет людям счастья, которое они могут найти только в общении друг с другом и с Ним. А вот каким образом это будет реализовываться – целиком и полностью зависит от каждого конкретного человека.

Это большая проблема, особенно молодёжи, в православной среде, которые ощущают себя стоящими на лестнице эскалатора, и абсолютно уверенны, что их несёт вверх, к Царству Небесному, но им становится скучно. Они видят, что их поднимает, поднимает, поднимает наверх… А потом, в какой-то момент, они вдруг спрыгивают и говорит: «Надоело». Это очень важный эпизод – в культивировании в самом себе человеческого достоинства.

Как связаны между собой наши желания, наше раскрытие себя и наши представления о достоинстве. Некоторые говорят: «Ну, понимаешь, это же не главное. Главное – жить для Вечности». Получается, что христиане призваны жить для Вечности, а на земную жизнь надо забить?

Есть такое направление среди православных, в том числе, и среди духовников. Немало этому поспособствовало монашеское направление. Всё то, что связано с устроением себя в этой жизни, отодвигается на второй план. На самом деле, это тоже ловушка свежевоцерковляющихся.

Вспоминаю случай из жизни одного из Афонских известных духовников. К этому старцу приходит молодой послушник. Естественно, они живут единым хозяйством, послушник регулярно бывает на кухне, в келье этого старца. Старец объясняет, что эта вещь должна лежать здесь, этот предмет кухонной посуды должен висеть здесь, и т.д. После этого говорит: «Я даю тебе только два шанса. То есть, ты можешь только два раза один предмет не положить на своё место. Если это произойдёт в третий раз, сразу собирай свои вещи и уходи». Возникает вопрос: А как же, христианское милосердие, долготерпение? Старец объясняет очень просто: «Если быт не устроен, то у меня не будет возможности заниматься первостепенными вещами». Это и есть правильное отношение к житейскому. Оно должно быть выстроено, как часы. Именно для того, чтобы на него уходило как можно меньше времени.

Максима отцов в том, что порядок – путеводитель к Богу, в равной мере касается и житейского измерения, и духовного измерения. Человек, у которого внутри полный хаос, будет такой же хаос создавать вокруг себя. Апостол Павел говорил, что «всё у вас да бывает благообразно и по чину». «По чину» - это значит, по определённому распорядку. Почему у нас есть чин Богослужения, почему у нас монастыри отличаются очень чётким и жёстким регламентом своей жизни? С той же самой целью – чтобы минимализировать время и силы, уделяемые на житейское, и увеличить пространство для духовного.

В миру, конечно, есть противоположная крайность. Женщина, которая не выглядит привлекательно – вызывает недоумение. С другой стороны, если у этой женщины нет для этого возможностей, она же не перестаёт быть женщиной, матерью, быть женой. Есть тонкая грань, где человек начинает терять своё достоинство, а где он превращает свою внешнюю привлекательность в лозунг: «Смотрите на меня все, какая я!»

Очень важным показателем наличия достоинства в самом человеке, является радость самого человека о самом себе. Я есть я, а не такой, каким хотелось бы, чтобы меня видели окружающие. Способность благодарно принимать себя таким, каким тебе Господь Бог дал возможность быть – важный базис достойного человека.