Любовь к себе, не есть эгоизм, но есть открытие самого себя, достойного любви, созданного по образу Божьему. Как имеющего искорку Божества, которую нам предстоит развить и раздуть её в настоящий пламень, огнь любви, от которого окружающие будут греться и утешаться. Если человек в себе не видит ничего хорошего, за что можно зацепиться, его фокус внимания будет простираться вовне себя, и он будет создавать искусственные подпорки, которые постоянно будут рушиться, создавать ему новые проблемы до тех пор, пока он, всё равно, не нырнёт внутрь самого себя.
Когда преподобного Иосифа Исихаста спросили: «Как так получилось, отче, что на всей Афонской Горе ты оказался самым успешным в духовном делании молитвенником, стяжавшим дар непрестанной Иисусовой молитвы?», он ответил очень просто: «Я ничем другим не занимался, кроме одного – я познавал себя».
Взгляд внутрь себя, то «внутрьпребывание», о котором писал святитель Феофан Затворник – и является тем самым мощным источником энергии, источником силы для движения по направлению к Богу, по направлению к окружающим, без которого, что бы мы ни делали, все будет разваливаться.
То есть, принцип очень простой: заглядывая внутрь себя, начиная понимать себя, начиная принимать себя, начиная открывать себя Богу и, тем самым, позволять Богу в нас расставлять должное от недолжного. После этого мы можем начинать уважать других людей. Тот, кто не уважает других людей, он, прежде всего, не уважает сам себя.
Человек начинает себя понимать, когда разрешает себе быть искренним в проявлениях своих желаний. Когда он сам для себя может честно ответить – чего я хочу, чего я не хочу. При всей тривиальной постановке вопроса, в реальности всё оказывается гораздо сложней. Потому что, как только человек начинает глубоко копаться в себе и задавать себе этот вопрос, тем ему сложнее ответить на вопрос: «Я на самом ли деле, вообще, чего-то хочу? Или просто я нахожусь в каком-то расслаблении и меня несёт туда, куда я не хочу, и, какая разница, куда ни принесёт, всё равно будет всё одно и то же?»
Позиция христианина – это позиция человека сознательного. Человека, который понимает, что происходит, чего он хочет от жизни. А как же быть с согласованностью с волей Божией? Бог хочет, чтобы люди жили в состоянии счастья. Бог хочет людям счастья, которое они могут найти только в общении друг с другом и с Ним. А вот каким образом это будет реализовываться – целиком и полностью зависит от каждого конкретного человека.
Это большая проблема, особенно молодёжи, в православной среде, которые ощущают себя стоящими на лестнице эскалатора, и абсолютно уверенны, что их несёт вверх, к Царству Небесному, но им становится скучно. Они видят, что их поднимает, поднимает, поднимает наверх… А потом, в какой-то момент, они вдруг спрыгивают и говорит: «Надоело». Это очень важный эпизод – в культивировании в самом себе человеческого достоинства.
Как связаны между собой наши желания, наше раскрытие себя и наши представления о достоинстве. Некоторые говорят: «Ну, понимаешь, это же не главное. Главное – жить для Вечности». Получается, что христиане призваны жить для Вечности, а на земную жизнь надо забить?
Есть такое направление среди православных, в том числе, и среди духовников. Немало этому поспособствовало монашеское направление. Всё то, что связано с устроением себя в этой жизни, отодвигается на второй план. На самом деле, это тоже ловушка свежевоцерковляющихся.
Вспоминаю случай из жизни одного из Афонских известных духовников. К этому старцу приходит молодой послушник. Естественно, они живут единым хозяйством, послушник регулярно бывает на кухне, в келье этого старца. Старец объясняет, что эта вещь должна лежать здесь, этот предмет кухонной посуды должен висеть здесь, и т.д. После этого говорит: «Я даю тебе только два шанса. То есть, ты можешь только два раза один предмет не положить на своё место. Если это произойдёт в третий раз, сразу собирай свои вещи и уходи». Возникает вопрос: А как же, христианское милосердие, долготерпение? Старец объясняет очень просто: «Если быт не устроен, то у меня не будет возможности заниматься первостепенными вещами». Это и есть правильное отношение к житейскому. Оно должно быть выстроено, как часы. Именно для того, чтобы на него уходило как можно меньше времени.
Максима отцов в том, что порядок – путеводитель к Богу, в равной мере касается и житейского измерения, и духовного измерения. Человек, у которого внутри полный хаос, будет такой же хаос создавать вокруг себя. Апостол Павел говорил, что «всё у вас да бывает благообразно и по чину». «По чину» - это значит, по определённому распорядку. Почему у нас есть чин Богослужения, почему у нас монастыри отличаются очень чётким и жёстким регламентом своей жизни? С той же самой целью – чтобы минимализировать время и силы, уделяемые на житейское, и увеличить пространство для духовного.
В миру, конечно, есть противоположная крайность. Женщина, которая не выглядит привлекательно – вызывает недоумение. С другой стороны, если у этой женщины нет для этого возможностей, она же не перестаёт быть женщиной, матерью, быть женой. Есть тонкая грань, где человек начинает терять своё достоинство, а где он превращает свою внешнюю привлекательность в лозунг: «Смотрите на меня все, какая я!»
Очень важным показателем наличия достоинства в самом человеке, является радость самого человека о самом себе. Я есть я, а не такой, каким хотелось бы, чтобы меня видели окружающие. Способность благодарно принимать себя таким, каким тебе Господь Бог дал возможность быть – важный базис достойного человека.