Найти тему
Финансовая газета

Исуф Ацканов: «В ближайший месяц взгляд на рынок может кардинально измениться»

Старший управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Исуф Ацканов на американском рынке делает ставку на акции компаний, работающих в сфере переноса экономики в интернет, развития искусственного интеллекта и интернета вещей. А грядущую турбулентность на рынке расценивает как хорошую возможность для формирования долгосрочного портфеля.

Исуф Ацканов родился в Нальчике. В 2014 г. окончил Высшую школу экономики. Кандидат экономических наук. Карьеру на фондовом рынке начал в компании «АТОН» в 2013 г. С 2019 г. занимает должность старшего управляющего активами. Объем активов под управлением – 1 млрд рублей.

– Как вы оцениваете текущую ситуацию на фондовом рынке США?

– Нынешний октябрь – не лучшее время для прогнозов, это фактически подбрасывание монетки. В течение ближайшего месяца даже среднесрочный взгляд на рынок может кардинально измениться. С одной стороны, в США активно идут разработки вакцины от коронавируса. И уже в конце октября – начале ноября исследователи должны представить соответствующие отчеты. Если хотя бы одна из разработок покажет хорошие результаты, то в Штатах вакцина может начать массово применяться уже во II-III квартале следующего года, что существенно снизит риски для экономики.

Второй важнейший фактор – выборы президента США в начале ноября. Пока (если смотреть прогнозы и предварительные опросы) ожидается победа Байдена. И это, конечно, может существенно повлиять на дальнейшую политику США. Как с точки зрения внешних экономических отношений, так и с точки зрения внутренней фискальной политики. На это накладывается еще один риск: выборы могут пройти не гладко. Они более свободные, чем обычно. Можно, к примеру, голосовать по почте. Такой формат может вызвать споры по поводу достоверности результатов, что, конечно, добавит краткосрочной рыночной волатильности. А повышенная волатильность – хороший повод задуматься о формировании долгосрочного портфеля и шанс купить бумаги по выгодным ценам.

– Давайте рассмотрим разные сценарии. Что делать инвестору, если вакцина не появляется в конце октября – начале ноября?

– Я полагаю, что в этом случае рынок ждет коррекция, возможно, серьезная, как в феврале – марте, потому что существенно вырастают неопределенность относительно сроков окончания пандемии, риски введения новых локдаунов на новой волне заражений COVID-19. Осторожным инвесторам пока лучше избегать бумаг авиакомпаний, производителей одежды, сетей общественного питания, компаний туриндустрии и других классических сервисных отраслей, ориентированных на потребительский спрос. И продолжать инвестировать в технологические компании, акции которых показали очень хорошую устойчивость в феврале – марте. Предпочтение все еще остается на их стороне. Как за счет устойчивости к пандемии, так и на ожиданиях, что монетарные стимулы продолжатся.

– А если вакцина появится в ближайший месяц?

– Тогда как раз наоборот. Акции, которые пострадали сильнее всего, – авиалинии, ритейл, туризм, наверное, еще недвижимость, должны чувствовать себя лучше рынка, они начнут восстанавливаться. И может произойти очень серьезная ротация – переход средств инвесторов из бумаг IТ-сектора в эти сегменты. При этом сценарии я бы дополнительно рекомендовал обратить внимание на промышленность. Сейчас глобально начинает восстанавливаться строительная отрасль, запускаются новые инфраструктурные проекты. Это все будет вызывать спрос на строительную технику и сырье. Промышленность, если посмотреть динамику цен акций, чувствует себя достаточно комфортно в текущих условиях, многие акции уже обновили свои исторические максимумы.

– Если говорить о президентских выборах в США, сейчас в ценах условно уже заложена победа Байдена?

– На самом деле сложно понять, что зашито в текущие цены. Но в принципе победа Трампа особо ничего не меняет в политике Штатов. И мне кажется, что каких-то существенных движений рынка не будет.

– А на факте победы Байдена?

– Краткосрочно рынок почти наверняка скорректируется. Потом, со временем, будет проходить ротация инвестиций. Акции стоимости при таком раскладе должны чувствовать себя лучше.

– Байден обещал поднять налоги с юрлиц. Кто будет в числе наиболее пострадавших?

– Две группы. Первая – те, кто выиграл от снижения налогов при Трампе. Это по большей части компании, которые оперируют внутри США и, соответственно, платят там налоги. В основном некрупные компании. Из крупных в первую очередь – банки, которым сейчас и так очень непросто. Также может существенно вырасти налоговая нагрузка на технологические компании, которые через различные схемы очень неплохо снижают свою эффективную налоговую ставку. Инициативы Байдена многие такие лазейки закрывают. Соответственно, технологический сектор тоже может от этого существенно пострадать – налоговая нагрузка может вырасти в среднем на 10%.

– А третий вариант, вариант хаоса: побеждает Байден, но Трамп не признает результаты?

– В таком варианте, пока ситуация не разрешится, рынок будет оставаться волатильным. Но понятно, что это не должно растянуться на какой-то продолжительный срок. Период неопределенности может быть подходящим для наращивания позиций в акциях. При этом технологические компании будут чувствовать себя лучше, так как их бизнес-модель уже продемонстрировала свою устойчивость. С другой стороны, компании, пострадавшие от пандемии, нуждаются в фискальной поддержке. И, пока не будет конкретного правительства, они ее не получат.

– А в долгосрочной перспективе вы на какие бумаги советуете обратить внимание?

– В долгосрочной перспективе отдаю предпочтение компаниям, которые могут показывать долгосрочный рост. На так называемые вековые тренды. Сейчас это, например, отказ от наличности в пользу безналичных платежей, отказ от кинотеатров с переходом на Netflix, перенос экономики в интернет, в облако и так далее. Это такие тренды, которые будут актуальны в ближайшие 8–10 лет и дольше. Сюда можно еще добавить развитие искусственного интеллекта, 5G-интернет и интернет вещей. Последнее может быть хорошо известно большинству людей по концепции «умный дом». Но гораздо перспективнее развитие этого направления в промышленных масштабах. Интернет вещей – это, по сути, большое количество датчиков, передающих информацию для дальнейшего анализа. Например, в агропромышленности можно начать широко применять датчики, определяющие влажность почвы, температуру, созревание посева и так далее. Похожие датчики можно использовать и в других отраслях: добыче полезных ископаемых, промышленности, здравоохранении. Это принципиально новый рынок, и его потенциал очень велик.

– Но такие компании – в значительной части средний бизнес, равно как и разработчики облачных решений. Вы на них рекомендуете делать ставку или на интернет-гигантов?

– В первую очередь я за наиболее крупные компании. Они уже устоялись, заняли свою долю рынка, у них большие запасы средств и наработанная база, чтобы продолжать развиваться и доминировать в своем и смежных направлениях. Среди средних компаний тоже можно выделить быстрорастущие. Но здесь я бы конкретных имен не называл, а строил бы диверсифицированный портфель. Например, покупая биржевые фонды на искусственный интеллект, облачные технологии, 5G и так далее.

Если брать более узкоспециализированные истории, то ставка на интернет вещей – это вложения в компании, занимающиеся производством полупроводников. Очень интересны разработчики чипов для смартфонов. В устройствах 5G «начинка» стоит на 50–60% дороже, чем у предыдущего поколения. Рынок смартфонов зрелый и особо не растет, но производители новых чипов даже при таком раскладе покажут существенный рост прибыли.

– В чем в целом особенности работы на рынке США с точки зрения формирования портфеля? В чем отличия от российского рынка?

– Главное отличие – гораздо большее количество акций, большее количество секторов. Достаточно сложно уследить за всеми компаниями, потому что их несколько тысяч. Поэтому определенно нужно сужать список бумаг, за которыми следишь.

– По каким критериям вы формируете такой список?

– В первую очередь это критерий рыночной капитализации. Я концентрируюсь на относительно крупных компаниях. Другие критерии, на которые я внимательно смотрю, – это как исторические темпы роста продаж, прибыли, так и прогнозные темпы роста. По этим двум критериям можно уже существенно сократить угол обзора. И дальше – поиск среднесрочных драйверов, событийный анализ, построение сценариев. Я оцениваю, насколько хорошо компания может отчитаться. Какие-то индивидуальные события могут повлиять на ее капитализацию: презентация новых продуктов, новые соглашения о поставках, сделки M&A и так далее. Еще я внимательно смотрю на относительную динамику акций. То, как ведет себя акция в свете разных событий, и то, как она ведет себя относительно динамики всего рынка, может говорить о том, как она будет чувствовать себя впоследствии.

– Что это за вид анализа?

– Я бы сказал, что это внутренняя разработка. У меня есть своя система, которую можно охарактеризовать как технический анализ, хоть и не в чистом виде.

– А отрасли как вы выбираете? Это индексы какие-то?

– Я формирую взгляд на каждую отрасль по отдельности. У разных отраслей разные индикаторы, которые могут намекать на их перспективы. Для промышленности, к примеру, важно следить за основными изменениями динамики индексов PMI, для финансового сектора и REIT – за процентными ставками, для природных ресурсов – динамика на товарных рынках. И так далее. Ну и конечно, анализ событий, которые могут влиять на тот или иной сектор.

– Частному инвестору насколько сложно разобраться в западном рынке?

– Я думаю, очень сложно. Прежде всего нужно программное обеспечение. Либо командная аналитическая поддержка. Чтобы анализировать очень большой поток информации. Мы в нашей компании активно используем различные программные разработки, чтобы отфильтровать из огромного количества доступных акций те 50–100, за которыми мы следим на регулярной основе. И эти 50–100 мы дополнительно исследуем. С другой стороны, частный инвестор может руководствоваться какими-то более простыми подходами. Например, разработать свою собственную систему на основе технического анализа и отыгрывать ее на ограниченном количестве активов.

– А чего не стоит делать частному инвестору?

– Американский рынок достаточно эффективный. Как правило, все новости, которые выходят в публичный доступ, уже отражены в ценах акций. У многих частных инвесторов есть тенденция принимать инвестиционные решения на основе недавних новостей, что обычно ни к чему не приводит. В любом случае требуется дополнительный анализ, чтобы понять, не поздно ли уже отыгрывать новость.