События в Нагорном Карабахе всколыхнули весь мир вопиющей несправедливостью, чинимой турецко-азербайджанскими лидерами относительно армянского народа. Не осталась в стороне и Узай Булут — турецкая журналистка, которая пишет о правах человека, политике Турции и религиозных меньшинствах Ближнего Востока. Статьи Узай Булут публикуются в The Washington Times, The American Conservative, The Christian Post, The Jerusalem Post, Al-Ahram Weekly. Армянский музей Москвы публикует перевод статьи турецкой правозащитницы, в которой она говорит о причинах, по которым миру пора признать Республику Арцах, и называет этот процесс эффективным способом решения конфликта. Текст был опубликован в издании Modern Diplomacy, где журналистка ведет колонку «Истории Узай Булут».
Узай пишет, что 10 октября было объявлено временное перемирие между Арменией и Азербайджаном, достигнутое при посредничестве России. Это случилось почти через две недели после того, как Азербайджан начал обстреливать армянское население Республики Арцах, более известной как Нагорный Карабах, располагающейся на Южном Кавказе.
Тем не менее, несмотря на вступление перемирия в силу, удары по Степанакерту, столице Арцаха, не прекращались, о чем, по словам журналистки, которая тщательно следит за повесткой, сообщали очевидцы и международные СМИ.
В ходе военной кампании, военными целями ударов армии Азербайджана стали не только целые города, включая Степанакерт, но также и памятники культурного и религиозного значения. 8 октября Азербайджан разбомбил собор Христа Всеспасителя (Казанчецоц) в Шуши. Казанчецоц — один из крупнейших армянских соборов в мире.
По собору нанесли два удара, во второй раз тяжелые травмы получили три журналиста, которые приехали зафиксировать ущерб от первого удара.
Раффи Бедросян, автор книги «Травма и стойкость. Армяне в Турции» (Trauma and Resilience: Armenians in Turkey), отметил: «В войне 1990-х годов, когда азербайджанцы еще контролировали Шуши, они использовали эту церковь как склад боеприпасов, хранили там снаряды для „Града“, из которого они поливали Степанакерт, расположенный ниже Шуши».
После освобождения Шуши в 1992 году Бедросян приехал в Арцах, где участвовал в проектах по восстановлению дорог и водоснабжения: «Когда я вошел в собор, он все еще был полон нечистот, оставленных азербайджанскими солдатами, было много повреждений. Через несколько лет он был отреставрирован, там обвенчались сотни армянский парней и девушек».
Азербайджан атаковал Арцах при прямой поддержке Турции. «Мы поддерживаем Азербайджан до победного конца, — заявил 6 октября лидер Турции. — Я говорю своим азербайджанским братьям: да будет благословен ваш газават».
«Газаватом» (араб. ghazwa) в исламской культуре называют битву или поход против немусульманских стран для расширения мусульманского мира и обращения в ислам. Таким образом, Эрдоган открыто заявил, что нападение на армян является джихадом. Более того, дело не только в нападении Турции и Азербайджана на армян. Турция также отправила по меньшей мере 1.000 сирийских джихадистов в Азербайджан, чтобы они воевали против Арцаха.
Продолжающееся нападение Азербайджана на Армению представляется частью экспансионистских неоосманистских планов Турции. В последние годы правительство Турции наращивает агрессивную неоосманистскую риторику. Например, в своем выступлении 26 августа Эрдоган заявил: «Для нашей цивилизации завоевание — это не оккупация или грабеж. Это установление господства правосудия, которое Аллах уготовил завоеванным территориям. Мы предлагаем нашим партнерам взять себя в руки и избегать ошибок, из-за которых они могут быть уничтожены».Между тем, президент Армении Армен Саркисян поставил перед Россией, ООН и НАТО вопрос о необходимости сдерживания Анкары, которую он назвал «бандитом в регионе». «Если мы не будем сейчас предпринимать усилия на международном уровне, чтобы остановить Турцию… при том, что есть вероятность получить из нашего региона новую Сирию… в таком случае пострадают абсолютно все», — заявил он в интервью Financial Times.
Турецко-азербайджанская агрессия против армян унесла множество жизней. По данным армянских источников, к 12 октября потери армянской армии превысили 500 человек. Азербайджан же не сообщает о своих потерях. Война также затронула гражданское население: обе стороны заявили о более чем 50 погибших. 9 октября на поле боя погиб врач Ваге Меликсетян, преподаватель факультета клинической фармакологии, который оказывал помощь раненому солдату. [По данным на 23 октября, и об этом заявил Владимир Путин на пресс-конференции в Ново-Огарево, на Карабахской войне погибло более 2000 тысяч человек с армянской стороны. — Прим.ред.]
«По нашей предварительной оценке, около 50 процентов населения Карабаха и около 90 процентов женщин и детей (70–75 тыс. человек) были вынуждены покинуть свои дома», — заявил омбудсмен Арцаха Артак Бегларян агентству AFP.
Международная организация Save the Children также сообщала в своем докладе от 9 октября: «Общежития, школы и детские сады в некоторых армянских городах и деревнях показались переполненными, после того как они открыли свои двери для тех, кто бы вынужден бежать от войны и насилия, в основном для женщин и детей… Многие прибывающих в них дети оказались разлучены со своими родителями, их отправили к дальним родственникам, чтобы они могли оставаться с армянской стороны границы».
Турецко-азербайджанское нападение на армян с целью захватить регион неправомерно. Арцах, чье население на 95 процентов составляют армяне, это мирный регион, который на протяжении тысячелетий был неотделимой частью исторической Армении. Он никогда не был частью независимого Азербайджана. На протяжении веков Арцах оказывался под властью различных завоевателей, но, в основном, сохранял относительно независимое существование как армянское образование.
В наше время регион часто называют «спорным», потому что советский диктатор Иосиф Сталин передал его советскому Азербайджану в начале 1920-х годов как автономную область. В советский период большинство населения Арцаха мирно и неоднократно просило о воссоединении с Арменией. Азербайджанское правительство же ответило на эти просьбы насилием не только в самом Арцахе, но и на всей своей территории, где произошли армянские погромы в городах Сумгаит, Баку, Кировабад, Шамхор, Мингечаур и других.
2 сентября 1991 года Арцах объявил о независимости на тех же законных основаниях, на которых это сделали Армения, Азербайджан и другие советские республики. Объявление о независимости Арцаха основывалось на принципах международного права и конституции СССР. Азербайджан же снова прибег к насилию. Арцахско-азербайджанская война (1991–1994) имела следствием полное или частичное разрушение армянских сел и городов Карабаха.
Следующее нападение на регион произошло в апреле 2016 года и стало известно как Четырехдневная война. Азербайджан начал полномасштабные военные действия против Арцаха и, по некоторым сообщениям, совершал военные преступления. Например, в селе Талиш 3 апреля 2016 года обнаружили пожилую супружескую пару, застреленную в собственном доме. Их тела были изуродованы.
Европейская армянская федерация за справедливость и демократию (EAFJD) отметила: «В апреле 2016 года азербайджанские вооруженные силы совершили ряд военных преступлений, среди которых пытки, казни, издевательствами над трупами и обезглавливание в отношении гражданского населения Арцаха. Вооруженные группы совершали ИГИЛовские по своему стилю преступления, когда им удавалось взять в заложники солдат или гражданских лиц, среди которых были дети, пожилые люди. Они убивали людей просто за то, что они армяне. Все это результат армянофобской политики, которая проводится правительством Алиева больше десятилетия».
Четыре года спустя жители и культурное наследие Арцаха снова попади под огонь.
Но эти атаки не являются чем-то новым. Турки и азербайджанцы систематически занимались уничтожением армянского культурного наследия. Пространный отчет «Режим скрывает уничтожение коренной армянской культуры», который вышел в искусствоведческом журнале Hyperallergic в 2019 году, сообщает о «недавнем уничтожении в Азербайджане 89 средневековых церквей, 5.840 хачкаров и 22.000 надгробий».
«Уничтожение армянской истории Нахичевани Азербайджаном, чья экономика держится на больших нефтяных запасах, — это хуже преступлений ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация), тем не менее, ЮНЕСКО и большая часть западного мира отвернулись от этого. Уничтоженные ИГИЛ памятники вроде Пальмиры могут быть отреставрированы, а вот все, что осталось от нахичеванской армянской культуры, которая пережила землетрясения, халифов, Тамерлана, Сталина, — лишь мои фотографии», — рассказывает исследователь Арам Айвазян.
Уничтожение армянского культурного наследия — это давняя турецкая традиция, кульминацией которой стал геноцид христиан в 1913–1923 годах, жертвами которого стали армяне, ассирийцы, греки. Профессор Питер Балакян отмечает: «Армянский случай раскрывает цепь культурных преступлений. Статистика сообщает не только о массовых казнях и актах депортации, но также об уничтожении или замалчивании правительством и его местными сообщниками: 1) культурных объектов; 2) деятелей культуры (интеллигенция); 3) веры и системы ценностей; 4) исторических земель и идентификации с ними. Данные, собранные армянским патриархатом в Константинополе в 1912–1913 годах по запросу османского правительства, сообщают, что на территории Османской империи было 2528 армянских церквей. В годы геноцида почти все были разграблены, присвоены, сожжены, разрушены частично или полностью. Та же опись сообщает, что было 1996 армянских школ и 451 монастырь, почти все были позднее уничтожены. Уничтожение младотурками церквей и школ ускорило искоренение живого присутствия армянской истории в Турции».
Таким образом, нынешний арцахско-азербайджанский конфликт должен рассматриваться в историческом контексте политики Турции и Азербайджана в отношении армян. Эти две страны так и не смогли смириться с правом армян на самоопределение и часто прибегали с насилию.
Текущий кризис на Южном Кавказе выходит за пределы территориального спора. Он, по большей части, обусловлен турецкой-азербайджанской маниакальной ненавистью по отношению к армянам и заблуждением, что исторические армянские территории не являются армянскими и что они должны принадлежать Азербайджану или Турции.
Эффективный способ остановить насилие и разрушения — признание мировым сообществом Республики Арцах, для защиты которой армяне на протяжении своей истории жертвовали очень многим.
Автор: Узай Булут (Uzay Bulut), Modern Diplomacy
Дата публикации 15 октября 2020 года
В оформлении обложки использован снимок Симона Магакяна, на котором изображен Арам Айвазян, исследователь, который задокументировал хачкары Джуги — средневековые армянские памятники Нахиджевана.
Перевод: Анаит Багдасарян