Раньше было проще: купил яловые сапоги и гармонь "Шуя" - всё, первый парень на деревне. Потом тоже не сложно - надел дубленку, сел в автомобиль "Жигули" под номером шесть - видно, что солидный человек.
А сейчас не поймешь. Стоит передо мной менеджер по продажам, крутит в ладошке телефон "айфон" (он же "ипхон"), а я даже определить не могу какая это модель - шестая или четырнадцатая. А ведь он, наверное, за него деньги заплатил, чтобы потом вот так в ладошке перед всеми крутить.
Или вон подъехал парень на "Мерседесе". Красивая машинка. И не поймешь, то ли он купил его за пятьсот тысяч, то ли за три миллиона. Хотя, по его манере ходить вразвалочку, изображая широкие плечи, можно подумать, что он купил его за десять миллионов.
С одеждой еще труднее. Вон она, бедная, тратит последние деньги, чтобы купить сапожки за 45 тысяч, шарфик за 7500, пальтишко за 150 тысяч. А вон другая идет - за 20 тысяч купила тот же набор. И ведь не определишь - что первая оделась дорого-богато, а вторая затоварилась на вещевом рынке.
А вот выступает перед электоратом модный мужчина. У него на руке часы швейцарские за 180 тысяч. Так я мало того, что подумаю, что их цена 1000 рублей в обед, так я могу вообще не обратить внимание, что у него на руке часы. И зачем он тратил такие деньги, чтобы узнавать время?
В городе был в гостях у друзей. Сижу на диване. Подбегает котик. Хороший такой, почти как у меня.
- Мы его за 7000 купили, - сообщают мне.
- Что??? Кошку за деньги?
Я понимаю, если бы это шерстообразное имело какие-нибудь дополнительные функции, типа, каждое утро зайчика из леса притаскивало, но это же животное системы "кошка". Усы, лапы, хвост - у всех кошек есть. Она даже не фиолетовая с зелеными полосками, а самая обычная серая.
Очень внимательно читающая девочка с косой наверняка скажет: "Те, кто надо, разбираются в ценах и видят, когда человек действительно богатый".
И я соглашусь. Но сегодня, чтобы в этом во всём великолепии разбираться, нужно быть реально эрудированным человеком.
Как я почувствовал себя богатым
Когда бываю в городе, то захожу в мясной магазин. Покупаю мясо системы "окорок" или "корейка". Цена примерно 360-380 рублей за кг.
Захожу, значит, в очередной раз. В холодильной установке вижу, что ни окороков, ни корейки нет. Но есть другое мясо кусками. И нет ценников. Говорю продавщице, мол, мне вот таких два кусочка.
- Это мясо дорогое, по 450, - говорит она мне.
И ничего не происходит. Я на нее смотрю. Она на меня.
- Будете брать? - спрашивает она меня.
- Буду, дайте два.
Мне на секундочку показалось, что я Рокфеллер, а потому могу себе позволить мясо даже за 450 рублей за кг.
Наблюдение
Многие люди подвержены фактору "высокой цены". Если будут продаваться два совершенно одинаковых предмета, но один синий за 1000 рублей, а другой точно такой же, но зеленый за 2000 рублей, то предпочтут купить зеленый, так как будет казаться, что он намного качественнее синего. Даже пословицу придумали - "Я не такой богатый, чтобы покупать дешевые вещи".
Но чем больше я становлюсь взрослее, тем больше я обращаю внимание на фактор "рекламы" и "стоимости бренда". И уже понимаю - я не такой богатый, чтобы платить за рекламную кампанию производителя и за стоимость бренда. Из двух одинаковых предметов я предпочту купить тот, который я не видел в рекламе по телевизору.
Выбирал, значит, ботинки на осень. Понравились две модели. Почти одинаковые. Стою и думаю, какую модель выбрать.
Продавщица мне подсказывает:
- Берите вот эти (которые подороже). Это "Московская фабрика".
Поясню: в глубинке словосочетание "московская фабрика" имеет магический эффект применительно вообще к любому предмету. Совершенно не знаю почему, но считается "Московская фабрика", где одновременно производят туфли, рубанки, аккумуляторы, носки и утюги, является эталоном качества. А существует ли вообще "Московская фабрика"?
В итоге взял ботинки местного производителя, но на 700 рублей дешевле. И еще пакетик в подарок дали.
Однажды меня особенно поразила накрутка "на бренд". Врач прописал противовоспалительную мазь "Вольтарен". Купил тюбик. Показалось, что очень дорого. В интернете посмотрел аналоги. В следующий раз купил обычный "Диклофенак" с таким же составом, что и широко рекламируемый на ТВ "Вольтарен". Вышло в 4 раза дешевле (а это, между прочим, несколько сотен рублей).
***
И вот думаешь, выходит, что дорогие вещи это лишь повод показать свой достаток или хотя бы на некоторое время почувствовать себя "элитой общества", которой доступны блага, недоступные "челяди".