Очередная статья, в которой я хочу немного порассуждать об одной из величайших техногенных катастроф ХХ века – аварии на ЧАЭС.
Интересоваться Чернобылем я начал в подростковом возрасте. Толчком стало короткое знакомство с одним из Ликвидаторов. Это был человек с огромным сердцем и широкой душой. Помню, как в его старый «Запорожец» влезло 14 (!!!) школьников вместе с рюкзаками. Незабываемая поездка. С того времени знания на тему Чернобыля стали накапливаться в геометрической прогрессии.
Вначале прочитал имеющуюся в свободном доступе литературу. Из того, что вспомню сейчас: «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, «Чернобыль. Как это было» Дятлова (на тот момент он был главным инженером станции) и стенограммы плёнок, надиктованных академиком Александровым. Чуть позже добрался и до серьезного исследования, посвященного 20-летию со дня Чернобыльской трагедии. Там был сборник разных авторов, освящающих тему как с позиции ученых-физиков, так и с позиции простых эвакуируемых и ликвидаторов. Потом был нашумевший фильм Оксаны Байрак «Аврора», чрезвычайно сильный в эмоциональном плане. Просмотрел архивные документальные ленты, фотоматериалы.
Масса пропущенного сквозь себя материала трансформировалась в повесть, где я рассказал о причинах и долгосрочных последствиях аварии на ЧАЭС. Пусть она по-детски наивна, с элементами бредовой фантастики, но основные тезисы актуальны и сегодня. Чернобыль был предопределён. Не случись он в 1986 году, аналогичное событие произошло бы позже и на другой атомной станции. Десница божья, происки инопланетян, называйте как хотите. Но я не вижу доказательств вины тех людей, на которых спустили всех собак. Если человеческий фактор и имел место, то в тех стрессовых условиях правильные действия предпринял бы один человек из тысячи. Предполагаемые виновники понесли самое суровое наказание из возможных – наказание смертью.
Чернобыль стал предупреждением человечеству. Атомная энергия, вопреки всем её плюсам, требует особого отношения. Не бывает полностью безопасного атомного реактора. Фукусима это доказала. Природа всегда сильнее человеческого гения и предусмотреть абсолютно все факторы невозможно. И в 1986 году, и в 2011 аварии привели к протестам против строительства новых реакторов. Это разумно в том случае, когда наука может предложить новый источник энергии, сопоставимый по дешевизне и простоте получения. На данный момент этого источника нет, а все попытки ученых-авангардистов его создать, блокируются. Увы, но предупреждение не услышали, и чем это может обернуться в будущем, неизвестно.
Теперь о Припяти… Мертвый, заброшенный город, место экстремального туризма. На мой взгляд, из Припяти нужно сделать музей. Пока не поздно, пока природа не поглотила этот памятник человеческого безрассудства. Здания ветшают и превращаются в груды строительного мусора. Мне очень неприятно смотреть фото и видео, где люди радуются и веселятся посреди Припяти. Господа, на кладбище вы тоже так делаете? Можете со мной не соглашаться, но по Припяти нужно ходить молча и с почтением. Тысячи людей оставили здесь частичку себя и уехали. Навсегда уехали. Оставив боль, тоску и ностальгию. Припять – это сосуд с осколками человеческих душ. Так как на них можно веселиться и их топтать? Кощунство, не иначе.
Чернобыльская катастрофа показала несостоятельность некоторых научных теорий. Те же предположения по обилию мутаций в живой природе. Да, таковые были в первые годы после аварии. Но очень скоро механизмы естественного отбора выровняли ситуацию. Чернобыль ныне - заповедник с огромным количеством диких зверей и птиц. Природа очищается от человеческого присутствия и возвращается в первозданный вид. Хотя я очень сомневаюсь, что Зона Отчуждения настолько опасна, как считается. В современном мире гораздо больше источников излучений, чем было 30 лет назад. Жизнь в бетонных коробках даёт десятки дополнительных миллирентген облучения в год. С развитием медицины, как мне видится, станет возможным пребывание в Зоне Отчуждения от года до двух лет. Вполне достаточный срок для долгосрочных научных исследований.
Арка и Саркофаг. Без сомнения, оба сооружения являются выдающимися с инженерной точки зрения. Саркофаг строил весь Советский Союз, Арку – весь научный мир. Но даже они - временное решение. Как бы не романтично это звучало, но конечная цель – превращение ЧАЭС в полностью безопасный объект. Без фундаментальных исследований в ядерной физике достичь этого невозможно. Хотя площадка имеется, о чем я сказал раньше. Создайте эдакий мини-наукоград, где можно отрабатывать самые безумные идеи. Вдруг одна из миллиона выстрелит, и мы сможем деактивировать зараженные радиацией площади. Эх, мечты, мечты…
Каждый год, 26 апреля я посещаю памятный знак Ликвидаторам, расположенный в родном поселке. Наверняка такой же есть и в Вашем населенном пункте. Очень советую потратить несколько минут своего времени и отдать дань памяти героям мирного времени. Хочется верить, что подобной катастрофы не повторится больше в истории человечества. Колокол Чернобыля звенит над нами…