Уж сколько раз твердили миру, что нужно защищать свои права…
--
Странно, но меня постоянно преследует мысль, что операторы связи в России имеют патологическую склонность к сомнительного рода предприимчивости. Более года назад я столкнулся с ситуацией, когда отрицательный баланс на моей сим-карте начал расти с каким-то маниакальным упорством. Такой рост долга был вразрез с условиями договора с мобильным оператором, поскольку при достижении отрицательного баланса, оператор обязан был перестать предоставлять мне любые услуги. Соответственно, для меня было полной загадкой на каком основании начал увеличиваться долг перед оператором на моей симке, уже после достижения отрицательного баланса. Сотрудник «горячей линии» пояснил такое явление сбоем в системе, и пообещал, что все «само собой рассосется» через месяц. Не думаю, что поверить нА слово организации, которая уже один раз тебя попыталась обмануть – это хорошая мысль. Поэтому, принял решение зафиксировать свое обращение к оператору на бумаге, и написал заявление по ситуации с требованием вернуть баланс к исходным величинам, после чего отдал его бумажную версию в ближайший салон связи оператора. Естественно, при передаче заявления представителю мобильного оператора я попросил копию заявления с отметкой о получении заявления. Статью про этот случай я опубликовал раньше, а прочитать ее можно здесь.
На прошлой неделе мне опять пришлось посетить салон оператора сотовой связи, чтобы отдать заявление на корректировку баланса. И опять мой баланс, который на момент инцидента был просто отрицательным, стараниями мобильного оператора стал превращаться в сильно отрицательный. К своему заявлению я приложил выписка по расходам на связь, полученную из личного кабинета на сайте оператора. Судя по записям в этой выписке, «добрый» (в кавычках) оператор самостоятельно подключил мне услугу «обещанный платеж» сроком на два дня. Естественно, услуга «обещанный платеж» предоставлена была оператором не бесплатно. Сразу (в момент подключения услуги) мой долг вырос еще на 12 рублей (это была плата за услугу), и в течение двух дней, пока действовала услуга, к моему долгу добавили еще 2 суточные абонентские платы. Честно скажу, что в эти два дня телефон с сим-картой пролежал выключенным в сумке, и я им не то, что не пользовался, я даже не знал, что на мобильного оператора вдруг накатит такой «порыв доброты».
Понимаю, что «нет такого преступления, на которое капиталист не пойдёт ради 300% прибыли». Но такой поступок оператора – откровенная наглость, которую можно и нужно пресекать.
На какие законодательные акты ссылаемся при написании заявления:
1. На Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (Закон о связи) и 2. На Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 1342 г. "О порядке оказания услуг телефонной связи" в котором в п 26. Сказано следующее: "Абонент вправе:
б) отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия;"
Как показывает практика, оператор вполне осознает всю незаконность взимания платы за услугу, оказанную без заявки абонента и быстренько подчищает такие ляпы (конечно же, если абонент их замечает и начинает грамотно требовать с оператора соблюдать законы). Стоит отметить, что в случае обращения в контролирующие органы штраф за подобное нарушение гораздо больше полученной с одного абонента выгоды. Но, полагаю, что выгоду от подобного «доброго» дела оператор получает с абонентов, которые не обращаются с заявлением о восстановлении справедливости и возврате средств.
А в моем случае, через 4 часа после подачи заявления баланс вернулся к уровню, на котором он был до подключения обещанного платежа.
В интернете полно советов использовать для возврата денег альтернативные пути, как-то: донести до оператора свое несогласие с ситуацией по «горячей линии», чаты, почтовые обращения, личный кабинет. Мое субъективное мнение об этих альтернативах: для серьезного подхода они не годятся. Я не юрист, но в случае обращения в суд больше шансов добиться справедливости, когда представляешь в суде бумажные документы, а не какие-то записи, законность которых нужно еще доказать.
Мой опыт показывает, что порой невозможно дозвониться на горячую линию оператора связи или получить ответ оператора в чате. Ввиду того, что операторы «постоянно работая над качеством обслуживания абонентов», неуклонно сокращают численность операторов на «горячей линии» и в колл-центрах, то оперативно пообщаться на «горячей линии» или в чате у вас получиться только с роботом. А просить помощи у робота не имеет смысла: современные роботы-помощники (так называемые «чат- боты») не запрограммированы на решение ситуаций, когда оператор связи действуя за гранью правового поля пытается заполучить с абонента деньги. Как вы понимаете, не в интересах оператора давать абоненту средства для борьбы за возврат незаконно списанных денег.
Другие статьи автора:
МАЛЕНЬКИЕ ПОБЕДЫ: СУБЪЕКТИВНЫЕ СОВЕТЫ КАК НЕ ПОПАСТЬ В СПИСОК К СПАМЕРАМ.