Сначала странности были незаметны, вернее они всегда были на виду, просто я не замечал их из-за своей увлеченности. Был еще один человек, у которого абсолютно не было желания разбираться в делах компании. А следить за такими мелочами нужно, особенно, если вы генеральный директор, но об этом в последующих главах. Сейчас, когда все уже случилось, мне приходится восстанавливать события постепенно из своей памяти.
Шел декабрь - третий месяц в должности инженера. Мы находились в Краснодарском крае, а значит основными нашими клиентами являлись Агрохолдинги с сельскохозяйственной техникой. Зимой большая часть машин простаивает под навесами: одна часть отправляется на консервацию до весны, другая разбирается для последующего ремонта и обслуживания в мастерских. Это хорошее время, что бы провести обширное оснащение автопарка системами мониторинга. К счастью, такие работы мы закончили к середине декабря, и даже грязь по щиколотку не помешала добраться до полевых бригад. Многие думают, что Россия это суровая страна с сильными морозами. Пожалуй это так, однако в Ейском районе, Краснодарского края зимой снег можно наблюдать обычно пару дней в году. И после выпадения, он тут же тает, превращая плодородную Кубанскую почву в очень липкую жирную кашу. Мы с Юрием Н. предпочитаем сравнение не с кашей, а с другим коричневым словом на букву "Г". Действительно, в какое только "Г" мы не вступали с Юрием Н.
Морозы добираются и до Кубанских земель. Примерно, с конца января до середины февраля их приносит сильный порывистый северный ветер. А до тех пор вместо снеговиков в крае лепят грязевиков.
Последующие 2 недели прошли более расслабленно, с редкими выездами на объекты. Именно в ту пору, когда в офисе мы задерживались дольше, чем на выездах, проявилась первая странность. Дело в том, что я из тех людей, которые не могут просто сидеть и ничего не делать. Если выдавалась свободная минута — начинал проверять инструмент и пополнять расходные материалы, если инструмент в порядке — читал документацию к новому оборудованию. Были дни, когда мои коллеги просто приходили, пили кофе сидя за компьютером, сёрфили интернет и уходили домой. Конечно, иногда я тоже занимался своими делами, что бы этого не заметили другие, но никогда просто так не бездельничал. Когда рядовые инженеры сидели без дела, это мне было еще понятно: солдат спит, а служба идет. К тому же у нас фиксированная оплата труда. А вот когда рядом находился непосредственный начальник и, зная о бездельничестве рядового состава, не предпринимал никаких усилий что бы нагрузить его работой — это было плохо. Плохо для компании.
Поясню.
Допустим, я имею свое собственное предприятие. Если я зайду в любой отдел и увижу сотрудника, который просматривает сериалы или объявления в рабочее время, какие действия будут с моей стороны? Разъяснения или другие методы воздействия. Нет, не к этому сотруднику, а к его непосредственному начальнику. Именно начальник отвечает за организацию работы специалистов и их простой. Возможно, тот сотрудник тоже получит "разъяснения", но уже от своего руководителя. Понимаете? "Не нужно прыгать через голову".
Бывают исключения, например, когда фирма ничем не занимается, но при этом гребет деньги лопатой огромными суммами. К сожалению, в моей практике такого не было. Вот и "Logistik" хоть и выдала всем по лопате, воспользоваться ими никак не получилось. Так они и стояли, запыленные.
Вообще подчиненных всегда есть чем занять, даже в отсутствие основной работы. Можно, например, послать чистить от пыли те самые лопаты для денег. Я могу сам себе найти работу, это и хорошо и плохо одновременно. Хорошо, если ты в компании, где это ценят, плохо если ты в "Логистике".
Итак, наш простой в работе не приносил фирме доход, а глава отдела в лице Романа А. вместо поиска клиентов, занимался поиском на «Авито» каких-то запчастей к своей БМВ. Это было странно, но не особо волновало меня на тот момент. Я считал, что если он занимает руководящий пост, значит не стоит обращать внимание на то, чем он занят.
Помню мое внимание привлекли стеллажи с хламом (о них рассказывал во второй части). Предложение рассортировать полки как будто никто не услышал. У коллег полностью отсутствовала мотивация — это вторая странность, на которую я обратил внимание. А ленивых людей в коллективе не было, 3х месяцев хватило, что бы это проверить. "Ну не хотят, тогда сам разберусь"-подумал и начал разбираться. К концу дня на полках остались только необходимые инструменты и некоторые вещи, аккуратно уложенные в коробки с подписанными наименованиями. Часть барахла, с разрешения вышестоящих, отправилась в утиль. Но было еще много вещей, которыми вообще не пользовались. К ним относилось огромное кол-во датчиков движения, для уже устаревшего заказа по контролю пассажиропотока в автобусах. "Человек, разрабатывающий данную систему ушел из компании год назад, ему мало платили"- пояснил Константин Б. "Можешь убрать датчики на склад, ключи находятся вон там."-продолжил Константин и указал на ключ, лежавший на пульте управления охранной сигнализацией рядом с пожарным выходом. Как выяснилось у нас была еще одна комната, встроенная под лестничным пролетом. Комната оказалась захламлена еще больше: насосное оборудование, запасная униформа, шланги, кабели, старые системные блоки, архивы, пустые коробки, полные коробки, корпуса радиоприборов, комплект резины на служебный автомобиль составляли лишь малую часть содержимого. Свободное место виднелось только в самом конце, протиснувшись туда, я сложил датчики на единственный чистый участок на полу.
Какие глупые мысли тогда меня посещали! Вместо отдыха в появившееся свободное время я начал думать, как ускорить и упростить свою работу. Некоторые виды монтажа абсолютно однотипные, следовательно, их можно было оптимизировать. Самое первое, что пришло на ум: подготовить в офисе определенное количество заготовок с клеммами и предохранителями (они нужны для безопасного подключения блоков навигации к штатной проводке транспорта). Такое решение не меняет общее количество работы, так как эти предохранители все равно приходится обжимать самому, однако оно ускоряет процедуру монтажа на одном транспортном средстве примерно на три минуты. Три минуты работы в тёплом офисе вместо трех минут на улице в декабре. Учитывая, что в день через одного сотрудника проходило до 10 транспортных средств, можно было выполнить работу примерно на 30 мин быстрее. Это маленькое решение хорошо себя зарекомендовало, я начал справлялся быстрее других. Огласив свои результаты, наткнулся на полное непонимание со стороны начальника: "Ну и что? От этого нет толку."
В последующем удалось оптимизировать работу еще лучше, собирая целые модульные комплекты на некоторое оборудование, я экономил до 30% времени на выезде. Чем тщательнее подготовка, тем быстрее и качественнее будет ваша работа.
Не обращая внимание на некоторые рабочие моменты, я все таки думал, что попал в нормальную организацию. Однако постепенно началось формироваться противоположное другое мнение. Еще одним нюансом, серьезно озадачившим меня, было отсутствие некоторой документации. Инженеры, это люди, которые разрабатывают что-то новое или внедряют уже существующее, доведенное до стабильного состояния оборудование. В любом случае каждый инженер сначала работает с бумагами: либо составляет, либо использует четкие инструкции, чертежи, другую документацию. Инструкции- это опыт работы, переведенный в письменный формат, который можно передать другим. Они ускоряют процесс введения в должность нового сотрудника и способствуют его быстрому обучению. Меня интересовало, почему в нашей фирме были инструкции только на лицензированное оборудование, которое закупали у постороннего производителя. В этих документах, конечно, были общие положения по монтажу. Но мы же работали с конкретной техникой, например, тракторами Белорусского производства МТЗ-1221, составляющий большой процент от используемых машин в колхозах. Можно было составить небольшой .word документ с описанием конкретной точки подключения питания, сделать пару фотографий наконец.
Рецепт для приготовления блюда тоже можно считать инструкцией. Благодаря ряду последовательно прописанных действий вы можете воссоздать себе аппетитное блюдо, которое никогда не готовили.
Чем подробнее будет описан порядок действий, тем менее опытный специалист сможет выполнить данную работу. В организации весь опыт установки на каждую марку техники передавался на месте работ по мере выполнения Позже я поднял на рассмотрение этот вопрос, на что получил ответ: "Раньше так и делали, а кто теперь этим будет заниматься? Сергей А. уволился"- сказал Роман. Сергей ранее занимал должность технического директора, я несколько раз слышал его имя от сотрудников, о нем тепло отзывались. "Роман А. а почему вы не составляете инструкции? Вы же занимаете должность Сергея"-спросил я. Нынешний начальник посмотрел на меня так, будто получил крайней степени оскорбление в свою сторону. Дальше обращаться к начальнику я старался только по мере необходимости. Больше всего мне нравилось общаться с Юрием Н. и Константином Б. Эти люди были настоящими профессионалами в своих областях и просто интеллектуально подкованными. Но и Юрия Н. вначале я не понимал, особенно его пренебрежительное отношение к некоторой работе (об этом будет рассказано в одной из следующих глав).
Декабрь заканчивался, коллеги находились в праздничном предвкушении новогодних каникул. Особенно приподнятое настроение ощущалось от женской части коллектива: то и дело разговоры заходили о подарках и корпоративе...