Постановщик помех Ту-16П установлен у контрольно-пропускного пункта авиационной базы Шайковка в Калужской области.
Он разработан на основе советского тяжёлого двухмоторного реактивного многоцелевого самолёта Ту-16 (по кодификации НАТО: Badger — "Барсук").
Ту-16 выпускался в различных модификациях, включая бомбардировщик, ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др.
Один из самолётов РЭБ и установлен в качестве памятника в калужской Шайковке.
Его бортовой номер: 28, серийный: 1882205.
Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система "Букет", которая могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым.
В систему "Букет" входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот.
Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс "Н" означал, что станция предназначена для изделия "Н").
Самолеты, оборудованные системой "Букет", обозначались Ту-16П или изделие "НП" (иногда - Ту-16П "Букет" или Ту-16 "Букет").
Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК.
С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.
Для своего времени "Букеты" были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения.
В то же время "Букеты" имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью.
Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью.
Вместо них устанавливалась платформа с блоками "Букета", представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува.
Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие "Букет" переменным током.
В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б.
В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П.
По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков "Букета", закрывавшиеся обтекателями.
Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.
На фотографии обтекатель антенн виден, как невысокий длинный выступ на нижней линии фюзеляжа.
Внизу, между двигателями, хорошо видны длинный обтекатель антенн аппаратуры РЭБ и воздухозаборники системы её охлаждения.
Помимо аппаратуры РЭБ, Ту-16П были оснащены стандартным оборонительным вооружением базового Ту-16 - тремя дистанционно управляемыми башенными установками (ДТ-В7 верхняя, ДТ-Н7 нижняя и ДК-7 корма) и одной носовой пушечной установкой ПУ-88 — всего на самолёте было семь 23-мм пушек АМ-23.
Командир огневых установок мог взять управление всеми установками на себя, от своей прицельной станции.
Другого вооружения машины не несли, поэтому при выполнении заданий выполняли только функцию сопровождения и радиолокационного прикрытия ударных самолётов, оснащённых ракетами и бомбами.
Чтобы компенсировать этот недостаток, после проведения опытно-конструкторских работ по теме "Пилон", в 1972 году небольшая часть Ту-16П была дооборудована одноимённой системой, включающей 12 анти-РЛС ракет РПЗ-59 на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью).
Однако, уже через несколько лет большая часть Ту-16 была снята с боевого дежурства и дозвуковые самолёты РЭБ на его базе потеряли актуальность.