Найти тему
Алексей Доронин

"Нормандия-Неман" на войне

Все (ну, или почти все) смотрели советско-французский фильм 1960 г. «Нормандия – Неман», снятый режиссером Жаном Древилем. Но история этого подразделения, увы, не ограничивается 1943-1945 гг. и советско-германским фронтом. Были в ее истории и моменты, о которых сами французы вспоминать не любят….

Как известно, в июне 1940 г. Франция капитулировала перед Третьим Рейхом. Германская армия оккупировала половину территории страны, а в южной части страны пришло к власти марионеточное правительство маршала Петена или так называемое «Правительство Виши». Генерал Шарль де Голль, однако, основал движение «Свободная Франция» (с сентября 1942 г.- «Сражающаяся Франция») и призвал французов продолжить борьбу. Сил у генерала было мало, союзники воспринимали его скептически. Их отношение начало меняться только после нападения Гитлера на СССР. Свои собственные ВВС Де Голлю создавать поначалу было просто не из кого. Правда, в Британских ВВС служило некоторое количество пилотов из колоний или перебежчиков из войск Петена.

27 июля 1942 г. Де Голля признал СССР. Москве открылось представительство «Национального комитета Свободной Франции». Прозвучала идея об отправке подразделения «Свободной Франции» на советско-немецкий фронт. Сначала речь шла, о дивизии - но столько людей у Де Голля не было. Тогда было решено ограничиться военными летчиками. В итоге в СССР отправились 14 летчиков , 42 авиамеханика, штабные офицеры и переводчики - всего, по разным данным – 72- 77 человек. Технику эскадрилья должна была получить на месте. Все они были добровольцами.

Французы стали летать на "Яках". Советская пропаганда говорила, что у них был выбор, а на самолетах "Як" они остановились из-за их высокого качества. Выглядит эта версия несколько натянуто, так как английские «Харрикейны» французкие пилоты уже хорошо знали, а "Яки" были им в новинку.

Истребители Як--1б эскадрильи «Нормандия». 1943 г. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"
Истребители Як--1б эскадрильи «Нормандия». 1943 г. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

Суровая зима 1942-1943 гг. стала для французов настоящим испытанием. Конечно, людям выдали соответствующее обмундирование, но ремонтировать технику при -15°С и ниже они считали невозможным. Сложности были и с полетами. У летчиков не получалось ориентироваться над заснеженными равнинами и они часто допускали ошибки. Аварийность была крайне высокой, но цифры, конечно, не разглашались. Официально в "Нормандии" было всего 5 "небоевых потерь". К середине марта 1943 г. эскадрилья была готова к отправке на фронт. Ей дали 14 истребителей Як-1б и один У-2 в качестве связного. В штат включили 17 советских автомехаников.

Первый боевой вылет пилоты эскадрильи совершили 26 марта 1943 г. Правда, цель не была достигнута - немецкий разведчик благополучно ушел за линию фронта. 13 апреля было крупное боестолкновение. Французы вели бой безграмотно, советский командир пошел бы под трибунал, но французу все сошло с рук. Погибли три самолета. Бой происходил над вражеской территорией, немцам достались обломки самолетов, трупы летчиков во французской форме и их документы. После этого фельдмаршал Кейтель подписал приказ, по которому французы приравнивались к партизанам и подлежали к немедленному уничтожению. Приказ этот, правда, не выполнялся: пилоты эскадрильи попадали в плен и далеко не все оказывались даже в концлагерях.

Пилоты «Нормандии» на фоне Як-1б. Апреля 1943 г. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"
Пилоты «Нормандии» на фоне Як-1б. Апреля 1943 г. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

Летом 1943 г. "Нормандия" сражалась на Курской Дуге. 3 августа 1943 г. шесть пилотов «Нормандии» были впервые награждены советскими орденами Отечественной войны (в т.ч. двое посмертно). Потом французкие летчики помогали освобождать Смоленск.

Самолеты "Нормандии! под Смоленском. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"
Самолеты "Нормандии! под Смоленском. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

В октябре 1943 г. руководство «Сражающейся Франции» попросило перевода эскадрильи на "зимние квартиры" или хотя бы на дугой, южный участок фронта. Конечно, для обычной воинской части это было бы немыслимо, но французам пошли навстречу. И "Нормандию" перевели в тыл, под Тулу. Военных задач она тогда не выполняла - только политические. Де Голль стремится показать союзникам, что он - полноценный участник антигитлеровской коалиции и будет иметь полное право участвовать в послевоенном дележе Европы. Появилась идея создать на основе "Нормандии-Неман" (которая в то время была уже полком) целую авиадивизию, из 2-3 истребительных и бомбардировочных полков. Переговоры об этом шли до мая 1945. Но дивизия так и не была создана - людей у Де Голля не хватало. В конце 1943 г. командир "Нормандии" Пуйяд ездил в Алжир, который к тому времени заняли союзники. Ему удалось обеспечить некоторый приток добровольцев из числа попавших в плен вишистов. Но качество подготовки вновь прибывших французких летчиков оказалось очень низким. В полку произошло несколько серьезных аварий и катастроф, погибли люди.

Полк вернулся на фронт в мае 1944. Там имел место еще один эпизод, за который советского военнослужащего наказали бы. Французкий летчик сбил советский Ла-5 приняв его за Fw-190. Советский пилот погиб. Француз вообще не был наказан.

С июля 1944 г. "Нормандия" занималась прикрытием переправ через р.Неман (поэтому полк впоследствии стал называться "Нормандия-Неман"). В августе 1944 французов пересадили на более эффективные Як-3. За октябрь 1944 г. «Нормандия» отчиталась о 1060 боевых вылетах и 59 воздушных боях, в которых, согласно отчетам, было сбито 110 немецких самолетов и подбито еще 8. Эти достижения пришлись ко времени - в ноябре планировался визит Де Голля в Москву. 25 летчиков "Нормандии" были награждены советскими орденами, а двое присвоены звания Героев Советского Союза.

Всего за время пребывания на восточном фронте полк «Нормандия-Неман» совершил 5240 боевых вылетов и провел 869 воздушных боев, в ходе которых было сбито 268-272 (в ряде книг и статей встречаются и цифры в 280-283 победы). Свои потери оценивались в 71 самолет. Полк был признан самым эффективным подразделением ВВС «Сражающейся Франции». Но в сравнении с истребительными полками советских ВВС, «Нормандия-Неман» была на уровне "середнячка".

В июне 1945 г. полк проводили на родину. Самолеты советская сторона оставила французам; с одной стороны, это был широкий жест, с другой - было очевидно, что вот-вот наступит эра реактивной авиации и через год-другой Яки безнадежно устареют.

Самолеты полка перед отправкой во Францию. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"
Самолеты полка перед отправкой во Францию. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

Полк был включен в состав ВВС Франции как авиаполк парижской зоны ПВО. Базировался он в Ле Бурже. Однако первоначально полк был чем-то вроде парадно-показательной части для публичных мероприятий. О дальнейшей, послевоенной истории полка я расскажу в следующих постах.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Неман
651 интересуется