Краткий ответ – переселение славян в этот регион происходило несколькими волнами в разное время, что привело к формированию у них собственных центров силы. К тому же, это очень большая и географически сложная природная область, пересеченная реками и горами, и на каждую ее часть оказывали сильное влияние соседние народы.
Теперь давайте расскажем об этом по порядку.
Южные славяне делятся на две ветви по своему языку и культурным особенностям. К юго-западной относятся сербы, хорваты, словенцы, боснийцы и черногорцы. К юго-восточной – болгары и македонцы. Есть еще всякая мелочь, вроде горанцев, помаков, тюрбешей и прочих, но это лишь этно-религиозные группы всех предыдущих.
История у них такая. Славянские племена начали двигаться на юг, когда они были покорены гуннами в конце 4-о столетия. Эти свирепые восточные кочевники нуждались в пехотных контингентах в дополнение к собственному конному войску, а также в продовольствии, которое в большом количестве могли дать только их оседлые подданные.
То же самое, только столетием позже и куда масштабнее, происходило после падения гуннской власти под управлением Аварского каганата. Авар было заметно меньше, поэтому они нуждались в славянах еще сильнее и сами способствовали их переселению к югу от Дуная на прежние византийские территории.
Славяне успели дойти до Греции и Македонии, представляя из себя кучу разрозненных варваров. Но затем их покровители были побеждены, и византийцы вернули свои прежние земли. Как преобладающее по численности население, они сравнительно быстро ассимилировали большую часть пришельцев. Кроме самых дальних, чьими потомками являются нынешние словенцы. Происходило это в конце 7-о века и позже, когда император Юстиниан II вернул своей державе прежние границы.
Насчет других народов у нас также есть определенные сведения. Часть племени белых хорватов, живших прежде у Карпат, в Галиции и Буковине, откололось от своих сородичей и по приглашению императора Ираклия I в начале 600-х годов пришло в Далмацию, которую захватило для самих себя. Здесь они слились с прежним славянским население, остатками готов и романизированных жителей империи.
Сербы пришли в правление того же самого правителя Византии в то же самое время, только стартовали они с современной Западной Польши и поселились несколько южнее. А болгары, тюрки-кочевники из развитой аварской орды, в середине 7-о века покорили уже подчиненные грекам славянские племена на территории Фракии и не дали их обратить в общую структуру империи, как это было сделано с остальными их сородичами.
Т.е. у балканских славян изначально было три отдельных объединения и три политических центра. В разные века успех приходил к каждому из них – сначала великую державу создали болгары, затем сербы, а после и хорваты. Кроме того, были времена, когда Византия устанавливала над ними свою власть. Т.е., хоть и изредка, политическое единство тут существовало.
Но местные довольно высокие горы способствовали чисто географическому разделению и мешали формированию единой нации. По этим же самым причинам здесь было мало плодородных долин, отчего население жалось к морскому побережью и существовала яростная конкуренция за ресурсы, которых на всех было недостаточно.
В более поздние времена, несмотря на близкое родство и почти не отличающиеся языки былое соперничество получило религиозную основу. Хорваты приняли католичество от немцев, сербы и болгары крестились посредством Византии, а будущие боснийцы, которых средневековые авторы называли частью хорватов, сначала приняли богумильскую ересь, а затем и вовсе перешли в ислам.
В более поздние времена из-за оттока населения на север прервались связи между сербами и черногорцами, и последние почувствовали себя отдельным народом. То же самое вышло и с македонцами, область расселения которых была отторгнута от Болгарии в результате Балканских войн.
Именно поэтому единой нации тут не сложилось. Югославия была хорошей, но неудачливой попыткой. Кстати, практически то же самое было на Кавказе – много народов, острая конкуренция за малые ресурсы и никакого единства.