Найти тему
Олеся  Орленко

За время пандемии каждый третий француз лишился доходов

Пандемия усугубила и без того растущее неравенство во Франции. 1063 евро в месяц – таков порог бедности в этой стране. Сегодня за ним пребывают 9,3 миллиона французов, и эта цифра растёт: доход ухудшился у каждого третьего. Число обращений за продуктовой помощью в местные отделения благотворительной ассоциации Secours populaire увеличилось почти в полтора раза. Страх впасть в бедность сегодня испытывают 57% французов, а доля тех, кто считает, что их детям в будущем придётся ещё хуже, превысила четыре пятых.

Клер (*имя изменено) долго пребывала в нерешительности. Но в один прекрасный день сказала себе: «Нет, так больше нельзя». Она живёт в Осере вместе с двадцатилетней дочерью. Постоянная нехватка денег в конце месяца стала частью её жизни. Особенно с 2016 года. После двух увольнений по экономическим причинам она перебивалась временными заработками, получала пособие по безработице, а теперь оказалась на социальном пособии RSA. Но с начала режима самоизоляции работы больше нет. Никакой. Нет даже двухнедельных подработок. «В 47 лет вы больше никому не нужны, – вздыхает она. – Или нужно соглашаться работать за МРОТ». Клер работает секретарём-бухгалтером, и поэтому должна пройти обучение банковскому и страховому делу: «Я хотела бы получить диплом о двухлетнем образовании в колледже». Наличие такого диплома позволило бы ей найти работу и наконец жить нормальной жизнью. Ну а пока вот такие несложные подсчёты: 523 евро социального пособия RSA вместе с премиальной надбавкой, 300 евро адресных жилищных субсидий (APL) и 200 евро материальной помощи. Итого: 1 023 евро. И расходы – 620 евро арендной платы за жильё вместе с коммуналкой. Поэтому один раз в две недели Клер ходит в ассоциацию Secours populaire за бесплатными продуктами. «Для меня это так непривычно», – жалуется она. Но у неё нет выбора.

Клер относится к числу тех 9,3 миллиона человек во Франции, которые зарабатывают не больше 1 063 евро в месяц. «Чрезвычайная ситуация существовала и до появления коронавируса, но в связи с пандемией потребности в продовольствии стали ещё выше, а вместе с ними на 45 % выросло и количество обращений в местные отделения Secours populaire», – объясняют сотрудники этой ассоциации. Они напоминают, что в течение первых двух месяцев режима самоизоляции она уже оказала помощь 1 270 000 людям. «В затруднительном положении оказались матери-одиночки, пожилые люди, студенты, а также частично безработные, самозанятые, соцработники и индивидуальные предприниматели», – бьют тревогу представители ассоциации.

Самоизоляция усилила и без того довольно существенный статистический разрыв. Некоторые дети не смогли продолжать нормальное обучение в школе. 44 % родителей считают, что их дети стали отставать в учёбе с момента введения режима самоизоляции. «Наверстать это отставание труднее самым незащищённым», – говорится в исследовании.

Хорошая новость: несмотря на мрачные данные, к 810 855 добровольцам в 1 300 пунктах солидарности SPF присоединились 5 000 новых волонтёров, 25 % из которых моложе 25 лет. Начиная с сентября волонтёры участвуют в кампании «Бедность-нестабильность», организованной ассоциацией Secours populaire. Проведение этой кампании – заслуга Ариан Аскарид. Известная французская актриса утверждает, что «необходимы срочные меры: «Нельзя терять время. Я верю в человеческую душу и в чудеса, которые она может творить».