В декабре 2016 года, на экраны кинотеатров вышел, на мой взгляд весьма познавательный фильм режисера Джона Ли Хэнкока "Основатель", главную роль в котором съиграл Майкл Китон. Мне же эта картина, попалась на глаза совсем недавно. Признаться прилип сразу. Почему?
Сам длительное время работаю в торговле и застал все времена перемен: от развала советского союза до сегодняшних дней. Фильм рассказывает историю одной очень известной компании в которой реальные создатели "универсального" кафе под прессингом рынка, юристов и прочих пройдох - продали за бесценок свою "золотую жилу" бизнеса, а безжалостные хитрецы сколотили на этом изобретении в последствии миллионы. Сами же гении-изобретатели, по сценарию фильма - остались не при делах.
- ЭТО ЖЕ НЕ СПРАВЕДЛИВО! СКАЗАЛ В КОНЦЕ ФИЛЬМА ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ СВОЕГО КАФЕ, ВЫНУЖДЕННЫЙ ЕГО ПРОДАТЬ.
Как говориться - немая сцена. Впечатлило. Очень впечатлило и честно признаюсь, заставило задуматься меня на некоторое время. В этом видимо и есть магия кино.
В современном мире подобные истории на мой взгляд обычное дело, когда великие люди или изобретатели в итоге становятся - не богатыми и забытыми по сути людьми, а коммерческие проекты с их именем успешные и громкие приносящие прибыль иным людям, а не отцам-создателям. К примеру темы "Основатель" одной популярной марки мобильных устройств, которым восхищался весь мир и зачитывался его книгами сам не разбирался в электронике, как я понял и не паял первые компьютеры, это делал его друг в гараже, а "основатель" всего лишь талантливо продал саму идею. Так же наверное один известный создатель мировой марки оружия, унёс собой в вечность только военное звание и звезду героя, а вот миллионов долларов, так понимаю не заработал. Это сейчас делают другие, превратив его имя в бренд. Маркетинг на страже бизнеса был всегда.
Мало того, где-то слышал, что все самые яркие изобретения за всю историю человечества, так или иначе подвергались подобным приключениям. От изобретения электричества, до самых передовых технологий.Давайте попробуем обсудить почему происходит так так?
На самом деле, винить хороших организаторов успешных коммерческих проектов с одной стороны не стоит.
С одной стороны - в теории любого бизнеса заложено сделать проект коммерчески успешным. В любом договоре или учредительных документах любого акционерного общества вы найдёте такую цель - как получение прибыли. И тут все собственно все честно.
И для правоохранительных и для налоговых органов, такая деятельность весьма законна, все нормально - никто никого не обманывает. Вообще закон и законность - весьма тонкая вещь, не даром словно в фильме "матрица", между двух миров стоят стражники. В нашем случае - это юристы. Как я представляю их - они могут, на весьма законных основаниях, работать по обе стороны морали но представляя один и тот же закон. Можно законно защищать потерпевших и так же обвиняемых.
В тот момент, когда изобретение или хорошая идея становятся объектом торговли - ваша идея, продукт или изобретение уже вам не принадлежит. Кто заявит на это права - тот и будет хозяином. На мой взгляд по ряду причин - иногда соперничать за право авторства, знака, бренда или идеи невозможно. Всегда найдётся кто-то или что-то, что помешает вам быть основателем, если конечно вы не на вершине пищевой цепи.
Создатель, как таковой думаю не нужен этой системе, он должен придумать что-то сам того не понимая или наоборот понимая, что может стать брендом. Зачастую, любая интеллектуальная собственность придуманная в рамках работы в компании априори принадлежит не создателю идеи, а конторе на которую он работает. На мой взгляд, такую оговорку можно встретить в любом трудовом договоре связанным с продуктом или продвижением. Если же ты работаешь на "контору" забудь об авторстве. Иное дело, что мы не так часто изобретаем что-то полезное - это да. Но все же. Любой предмет интеллектуальной собственности не всегда подвластен своему изобретателю.
Что же касаемо лично моего мнения по фильму, то бросилось в глаза, что не смотря на разность менталитетов за границей и у нас в стране - подход к продажам единый. В первой части фильма у главного героя не получаются продажи миксеров, не смотря на родительскую позицию американского маркетинга и техники ведения переговоров - большинство клиентов отказывало главному герою.
В фильме - это на мой взгляд очень хорошо показано и ещё, мне подумалось, что методики ведения переговоров жутко устарели с тех времён до наших дней. Новых гуру продаж не появилось, а старые принципы работы с клиентами уже не актуальны и рынок живёт сугубо по своим правилам, как айсберг в океане.
Главный герой фильма, как было понятно по сюжету продавал все подряд, это его работа, за все свои попытки стать успешным он потратил большую часть своей карьеры, но так ничего и не вышло. А почему? Все просто. Сама система подобного плана не рабочая. Фраза которую говорил главный герой звучит так: предложение - рождает спрос! Это на мой взгляд не верно. Тысячи не нужных предложений там, где нет спроса - это не рабочая тема. Не даром именно кафе братьев купило изначально сразу несколько никому не нужных миксеров. Потому, что именно там они были нужны.
И уж понятное дело, что главный герой фильма заинтересовался рабочим и востребованным в рамках одного небольшого города, изобретением братьев - идеей быстрого обслуживания клиентов, а дальше включился принцип о котором мы говорили: изобретение стало брендом и перестало принадлежать своим хозяевам в итоге. Печальное но естественное воплощение причинно-следственной связи.
Какой вывод наклёвывается от всего вышесказанного: любые гениальные идеи - единичны. Как правило за все время существования нашей цивилизации их родилось не много. Менее ценные идеи в отличии от гениальных имеют свой жизненный цикл, превращаясь со временем в бренд который уходит в народ в виде товара рано или поздно. Это жизнь. Что же касается справедливости по отношении к создателям - их труды в любом случае не напрасны, мы пользуемся их изобретениями повсеместно, косвенно это и есть наша благодарность за их труды и цивилизация так или иначе благодарна создателям за проделанную работу, а прибыль - она всегда принадлежала и будет принадлежать другим - рынок братцы. В заключении, рекомендую подписываться на мой канал, слушать меня на подкастах по ссылке ниже:
На этой позитивной ноте разрешите откланяться, с вами был "Дневник Бро. Скейт".