Филиал Третьяковской галереи в Самаре разместится в фабрике-кухне, шедевре конструктивизма, построенном в 1930-х в форме серпа и молота. Реконструкцию завершат к 2022 году. MoReBo подготовил дайджест материалов по теме.
Фабрика-кухня — уникальный и известный в мировом архитектурном сообществе памятник конструктивизма. Построенное в Самаре по проекту Екатерины Максимовой в виде серпа и молота, здание стало воплощением проекта построения «нового быта» через авангардные коды конструктивизма.
К середине 1920-х годов в СССР требовалась архитектура, которая должна была на практике показывать установившуюся модель государства. Кроме того, со второй половины 1920-х годов, после начала индустриализации, города и крупные стройки СССР пополнились большим количеством крестьян. Перед государством стояла задача оптимизировать условия жизни советского человека. Одним из путей оптимизации стало создание крупных предприятий общественного питания, освобождавших женщин от тягот ведения домашнего хозяйства. Для обслуживания больших групп трудящихся процесс приготовления пищи нужно было механизировать. В 1923 году было организовано паевое товарищество «Народное питание» (Нарпит), занившееся контролем и составлением заданий на проектирование зданий фабрик-кухонь – гигантов общественного питания, которые предполагалось строить в промышленных районах вблизи производственных зон и жилых кварталов. В течение 20-х годов фабрики-кухни открылись в Москве, Иванове, Нижнем Новгороде, на Днепрострое и в Свердловске.
На заседании Средневолжского крайисполкома 28 декабря 1929 года было принято решение о строительстве в Самаре фабрики-кухни с пропускной способностью на 9000 обедов в районе местонахождения завода №42 (завод им. Масленникова). К реализации был принят проект архитектора Екатерины Максимовой. Всего на строительство было затрачено 1 миллион 200 тысяч рублей. Ежедневная производительность фабрики-кухни была определена в 9000 обедов. Закладка здания была сделана 8 марта 1930 года, а 1 января 1932 года фабрика-кухня была открыта.
Несмотря на формализм композиционного построения в виде серпа и молота, сооружение имело идеальную технологическую схему. Из молота-кухни по трем конвейерам готовая пища доставлялась на раздачу в серп-столовые. Кроме того, в здании имелись спортзал, читальня и некоторые коммунальные службы. Это одно из первых зданий с бетонными перекрытиями в Поволжье. Смелые консольные конструкции поддерживают широкие полукруглые междуэтажные площадки, что позволило полностью остеклить лестничные блоки. Второй этаж тоже консольно «нависал» над входной зоной. Огромные горизонтальные проемы с узкими простенками, горизонтальными тягами и характерными конструктивистскими переплетами имитировали ленточное остекление.
Впоследствии памятник подвергся двум реконструкциям. В 1944 году фабрика-кухня была реконструирована по проекту самарского архитектора И.Г. Салоникиди. Фасады с ленточным остеклением были заложены, а из-за трудностей с отоплением фасад получил «классическую» трактовку: руст, карнизы. Все проемы были сужены, цилиндрические экраны лестничных блоков заложены кирпичом. Обширная ниша главного входа под нависающим вторым этажом была застроена и включена в теплый контур здания. Основные конструктивные новации – консольные выносы, огромные плоскости остекления – были скрыты новой оболочкой. Характерные для конструктивизма угловые окна, расположенные на торце «молота», выходящем на Ново-Садовую улицу, были оставлены. Но богатая пластика, динамизм, взаимодействие внутреннего и внешнего пространства были утрачены.
Как комбинат общественного питания в советские годы фабрика-кухня была востребована, обслуживая миллионный город. Помимо столовой активно работала кулинария, функционировала спортивная школа. К 80-ым здание обросло множеством пристроев и подсобок.
В 90-х годах в здании расположилось два развлекательных клуба и торговый центр «Пассаж». В 1998-99 годах произошла вторая реконструкция, в результате которой классический декор фасадов был сбит, а весь объём памятника обшит пластиковой рейкой. Была значительно изменена планировка, перекрыт атриум спортзала, утрачены детали многих ограждений, зашиты потолки с уникальными ригельными конструкциями.
В середине нулевых собственником здания стала крупная девелоперская компания, целью которой стало строительство на месте Фабрики-кухни высотного здания делового центра. Это решение вызвало протест архитектурной общественности, который быстро привлек внимания более широких культурных кругов.
28 марта 2008 года в Самаре в Доме архитектора по инициативе архитектора Виталия Стадникова состоялась пресс-конференция, посвященная общественной инициативе по сохранению здания Фабрики-кухни. В мероприятии приняли участие авторитетные международные организации ДОКОМОМО (Docomomo-International), Фонд мирового наследия (the World Heritage Fund), ИКОМОС (Icomos) и ЮНЕСКО, СА России, MAPS. Было создано движение по сохранению «Фабрики- Кухни».
В июле того же года в Самару прибывает Делегация Совета европейского наследия и Московского общества охраны архитектурного наследия. По приглашению Самарского архитектурно-строительного университета и движения «Фабрика-кухня», делегация проводит мониторинг утрат исторической Самары, где город "рассматривается как часть общеевропейского культурного богатства".
Впоследствии прошли конференции, субботники, велопробеги, художественные перформансы и акции, посвященные борьбе за здание. В СМИ и блогосфере велись дискусси о спасении памятника.
Источник: http://www.ncca.ru/articles.text?filial=9&id=282
Виталий Стадников: «Применение термина «шедевр» к самарской фабрике-кухне обосновано»
11 НОЯБРЯ 2015[От MoReBo: интервью было дано в то время, когда в Кухне-фабрике собирались открыть филиал ГЦСИ. Приводится в сокращении]
Здание фабрики-кухни в Самаре было построено в 1930–1932 московским архитектором Екатериной Максимовой; в плане оно имеет очертания серпа и молота.
Архитектор, заместитель декана ВШУ ВШЭ Виталий Стадников занялся спасением этого памятника авангарда, когда тот оказался под угрозой сноса, и сейчас входит в авторский коллектив проекта его реставрации и приспособления под филиал ГЦСИ.
– Злоключения здания фабрики-кухни начались, когда она перестала использоваться по назначению. Когда это произошло?
– Она использовалась до конца 1990-х годов как комбинат питания, где работали кулинария, ресторан «Север». Она принадлежала оборонному заводу, который располагается на границе центральной части Самары. Это старое предприятие, которое делало начинку патронов, а заодно – часы «Победа». Позже это предприятие полукриминальная контора под названием «Сок» выкупила из госсобственности, распилив на части, и фабрику-кухню тогда тоже сняли с государственного баланса. Она функционировала как совокупность ночных клубов и помещений под сдачу в аренду до 2008 года. Причем в 1998–1999 произошла ее очередная реконструкция.
– То есть искажение?
– На самом деле, она искажалась практически с самого начала. Изначально это здание было конструктивистским, с множеством характерных элементов – огромными витражами, лестничными клетками, которые висели на изумительных, хорошо рассчитанных изящных бетонных конструкциях. А потом все это было заложено кирпичом, заштукатурено, приделаны руст, карниз. Было военное время, 1944 год, и отапливать все это было невозможно. Эта реконструкция была очень забавной: после нее в здании не опознавался вынужденный постконструктивизм, как это обычно бывало, когда на функциональное, аскетичное конструктивистское здание вдруг накладывали декорации. Такого постконструктивизма очень много по стране, когда видно, что здание задумывалось динамичное, острое, а его обрядили… А это здание переделано в такую классику, где авангардной генетики и дух простыл. Причем по сути это была достаточно интеллигентная, сдержанная классика, но к самому зданию подошли так, как будто это не претенциозный композиционный трюк – серп с молотом в плане, а просто коробка, классически отделанный параллелепипед. Но, вот незадача, он свернут циркульно, типа усадебного конюшенного двора.
И в таком состоянии фабрика-кухня до конца 1990-х дожила без смены функций. Потом она превратилась в типичный для того времени Вавилон, где творилось все, что угодно. В подвале – сауна, наверху продавали вездеходы, итальянскую мебель, были культовый клуб «Сквозняк» и народный диско-караоке «Север», офис-центр. Все это было характерным образом декорировано гипсокартоном по деревянной обрешетке, очень рудиментарные ручные технологии, которые были гораздо более архаичными, чем те, по которым здание строилось в 1932 году. Парадокс – в этом. Когда его стали сейчас готовить к реставрации и эти наслоения начали разбирать, то вскрылась вся эта материальная культура 90-х годов. Это было очень интересно наблюдать, потому что я в конце 90-х только закончил институт и сам участвовал во множестве подобного рода проектов «колхозных» интерьерных работ. Я помню, как и кто делал эти интерьеры, а сейчас их уже начали разрушать, как отшелушивающийся слой, варварский нарост.
Фабрику-кухню тогда исказили довольно сильно, пробили перекрытия. Вернее, в 1940-е годы перекрытия были убраны в одном секторе, чтобы сделать двухсветный спортивный зал, где мяч должен был летать по радиусу. Но, поскольку там достаточно большой радиус, зал функционировал. А потом его вновь разделили на два яруса в конце 1990-х, при этой самопальной реконструкции. Обшили все здание белым сайдингом, крышу сделали очень иссине-синей. Все стало «аккуратно».