Найти тему
Валерий Грачиков

Русский фельдмаршал, всю жизнь носивший немецкую форму

Сегодняшнюю свою статью я начну с воспоминаний об обедах. Про один из них вспоминал Иван Сергеевич Тургенев, тот cамый, который «Му-му», «Записки охотника» и все эти «Отцы и дети»:

«Я очень рад, что во время проезда моего через Берлин, в самый день объявления Францией войны (15 июля) я имел случай обедать за table d'hôte'oм прямо напротив генерала Мольтке. Лицо его врезалось в память. Он сидел молча и не спеша поглядывал кругом. С своим белокурым париком, с гладко выбритой бородой (он усов не носит) он казался профессором; но что за спокойствие, и сила, и ум в каждой черте, какой проницательный взгляд голубых и светлых глаз! Да, ум и знание, с присоединением твердой воли — цари на сей земле!»

Всего за пару дней до этого, 13 июля 1870 года, состоялся другой ужин. За столом собралась милая компания: канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк, прусский военный министр Альбрехт фон Роон и начальник Генштаба Хельмут фон Мольтке. Пока эти милые люди ужинали, Бисмарку принесли депешу из городка Эмс, где отдыхал прусский король Вильгельм I.

Депеша Бисмарка не порадовала, потому что из нее следовало, что прусский король решил прогнуться перед императором Франции Наполеоном III и снимает кандидатуру принца Леопольда Гогенцоллерна на престол короля Испании.

Бисмарк поинтересовался у генералов, а готова ли прусская армия к войне? И после того, как Мольтке, который как и Бисмарк был сторонником создания Германской империи, хоть и регулярно конфликтовал с канцлером, произнес свое утвердительное «Ja», канцлер пошел в свой кабинет. Там он вычеркнул почти все, что было в депеше, после чего отдал в газеты кастрированный вариант, из которого следовало, что принимать французского посла прусский король не собирается и предложить ему по возникшим разногласиям нечего.

Франция оскорбилась и объявила Пруссии войну. Закончилась эта война тем, что одна великая империя перестала существовать, а другая, наоборот появилась. Один из участников этого ужина, как ни странно, вскоре стал русским фельдмаршалом. Потому что это был как раз тот случай, когда Россия добилась нужного ей результата чужими руками. Соперник и конкурент, гарант неприятного для России Парижского трактата был повержен. И Россия денонсировала его, не пролив ни капли русской крови. Только немецкую и французскую.

Правда, результатом всего этого стало появление молодой и наглой Германской империи. Но кто тогда об этом думал.

Этот русский фельдмаршал - Хельмут фон Мольтке, конечно, почти всю свою жизнь был немецким офицером. Педант и сухарь, «Великий Молчальник», «Профессор» - как только не звали этого «сумрачного тевтонского гения».

Про то, как он наладил работу в прусском Генштабе обычно рассказывают анекдот:

Мольтке разбудили среди ночи и сообщили, что Франция объявила войну Пруссии. Мольтке приподнялся и сказал сквозь дрему:
- План кампании лежит в третьем ящике стола сверху. Вскройте пакет и действуйте по инструкции.
После этого повернулся на другой бок и продолжил сон.

Это, конечно, анекдот. Но факт заключается в том, что в день, когда в Пруссии проводилась мобилизация после того, как Наполеон III объявил войну, Мольтке занимался тем, что весь день читал популярный тогда авантюрный роман Мэри Элизабет Брэддон «Секрет леди Одли».

-2

Значит ли это, что Мольтке был «штабной машиной», просчитывал и планировал все и вся и не допускал или почти не допускал ошибок? Нет, не значит.

Через несколько недель, 18 августа 1870 года он бросит элитные части прусской армии в лобовую атаку на деревеньку Сен-Прива и они понесут большие потери, в том числе и из-за того, что французские винтовки били на дистанцию в два раза больше. Но и это сражение и вся война закончатся его победой.

Значит ли это, что он побеждал всегда? Нет, Мольтке, как и многие военные испытывал горечь поражений. Например, в 1839 году он набирался опыта в турецкой армии и вместе с ней хорошо огреб от египтян в битве при Незибе.

Мольтке дает турецкому командующему советы, которые ему в итоге не сильно помогли
Мольтке дает турецкому командующему советы, которые ему в итоге не сильно помогли

Но факт остается фактом – он сделал военное искусство наукой, расчетом и планированием. Хотя при этом всегда язвительно замечал, что любой, самый выверенный и продуманный план становится старьем после первого же выстрела. Но при этом объяснял, что наличие плана позволяет командирам, ориентироваться в реальности того, что творится на войне и правильно реагировать на то, что происходит.

Сильный был человек. Педант. Немец. Но и русский фельдмаршал тоже. К сожалению, потом все пошло по-другому.

--------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.